Развитие Библейского и церковного учения, страница 2

Тихое время и экзегетика  текста

Энтузиазм, риторика , глубокое исследование текста .

Пятикнижие (теология торы)

Темы Пятикнижия:

  1. Суверенитет Бога
  2. История Бога
  3. Состояния падение человека
  4. Святость  Бога

Значение слова – тора – поучение, инструкция.

Первый подход: Юлиус Вельхаузен, он создал документальную теорию, 1884-1919 г. Он написал книгу  «функциональность семьи».   J,E,P,D. Он отрицал авторство Моисея. Немецкий ученый который интересовался  библией. Он говорил, что Божьи имена используют не точно.  Масоредцкий текст содержит 178 имен Бога.

(Е – Северное Царство 850-750.  J- 950-750.) после они объединились EJ в D.(4-Царств 22:1-25ст.)

Р –священнический кодекс(5-6век) – все остальное, то есть он все сформировал. (JEDP)???Разобрать!

Гункель.Х. Formgeschichte – истрия форм.    Gatungsgeschichichte – истории жанра.

Второй подход: Бревард , Чайлдс, 19 -2007г. он создал канонический(консервативный) подход.  Они изучаю литературные фоны.  

Тема: Исторические книги

Раньше еврейская община  не стремилась переводить библейский текст на языки других народов. Они совершенствовали свой перевод только на своем еврейском языке.

Герадот   1400………………………………1000…………………..500……………………………..0.

                          ……………………………………………………………..   …………….

                           Библия                                                             Герадот

Библия  до Герадота имела историческую историю за 1400.

Heilsgeschichte   -это событие истории спасения является сверхъестественными божественными откровенными они записаны в писании для укрепление веры Божьего народа.

Вера которая определятся библией является яркой историей, она утверждена в историчности.

Богословие основано на истории.

Миф – это не только выдуманная история. В древние времена, с помощью мифа выражали свои богословские убеждения, которые важные событие имели место в истории. Большинство религиозных тем – это собрание мудрости и религиозных афоризмов. Израильские  повествования это всегда «саги» которые всегда были связаны с исторической реальностью  самого Израиля его возникновение и формирования.

Книги Руфь, Суди, Параллепаменон, Есфирь, Иисус Навин, Книги Самуила.

Богословские темы Иисуса Навина. Тема: передача власти Моисея Иисусу.   Завоевание земли. Божья верность народу.  Бог обещал и дал. Священная война.

Контекст Ханаана: Порочное население, социальная жизнь выводило Бога. Лев. 24. Быт.15. 13-16ст.

Богословие мудрости

Египетская, Вавилонская мудрость.

Богословие притч. Какой портрет праведника?

Богословие пророков

Есть ранние и поздние пророки. В ев. каноне  такое разделение.  Ранние пророки. Иисус Навин. Поздние пророки: Иеримия, Исая, малые пророки.

Пророк – Евангельское понимание: человек – говорящий о будущем. На ев. яз. НАВИ. На гр.яз. профетес. Пророкам приходило откровение, они ее переосмысливали и говорили людям.  Это человек который говорит публично, это провидец, и в отличии от современного понимание пророчество. Пророчество обусловлено Заветом. Это так сказать кавенантное обусловленность.  Пророчество дает человеку выбор как жить правильно или не правильно.

Деятельность пророков: 1. Помазание в царствование. 2. Свержение с царского престола. 3. Наставление. Педагогическая деятельность. 4. Они обращали царей к Богу – индикаторы.

Пророк обличал священников. Иеремия обвинял пророков в ложном пророчестве. Пророки указывали на простую вещь, то что Богу есть на все дело. Михея 6:8. Деятельность пророков всегда несет социальный аспект.

Природа пророков: нарушитель привычек, традиций, умозаключений. Пророк – это личность которой в силу его знаний, уже не может единодушно со всеми оберегать со всеми статус «кво», видя своих соотечественниками и находясь среди запустения, пророк не истуствует.