Организация коммерческой деятельности: Практическое пособие, страница 27

            Кэл = ,        где

Кэл – коэффициент эластичности спроса;

∆Y  - прирост (снижение) спроса на товар в расчете на душу населения;

∆X - прирост (снижение) среднедушевого размера доходов;

X – среднедушевой размер дохода в текущем периоде;

Y - среднедушевой размер потребления товара в текущем периоде.

4.  Рассчитываем фактический коэффициент эластичности спроса на кондитерские изделия:

           Кэл = = = 0,78

∆Y = 4,5 кг – 4,0 кг = 0,5 кг

∆X = 700 тыс. руб. – 600 тыс. руб. = 100 тыс. руб.

X = 700 тыс. руб.

Y = 4,5 кг

5.  Определяем процент изменения спроса на кондитерские изделия в четвертом квартале

Если спрос на кондитерские изделия изменится на 1 %, то это соответствует Кэл = 0,78.

Так как доходы населения в 4 -м квартале изменятся (увеличатся), то спрос на товар увеличится на 7,8 %.

1 % - 0,78

10 % - X, отсюда        X = 0,78 * 10 % = 7,8 %.

6.  Рассчитываем потребность в кондитерских изделиях на 4-ый квартал 2004 г.:

Потребность = 5 т 400кг + = 5 т 400 кг + 421,2 кг  =

 = 5 т 821,2 кг.

Ситуация 9

Определите потребность в телевизорах «Витязь» на предстоящий год методом использования оперативных данных об изменении спроса на рынке на основе данных:

-  обеспеченность семей телевизорами составляет 92 %;

-  4 % семей не имеют телевизоров, но намерены приобрести их в предстоящем году;

-  12 % имеют телевизоры, но желают заменить старую модель на новую.

В районе деятельности коммерческой фирмы проживает 630 семей.

Методические рекомендации по выполнению задания

1.  Для решения ситуации целесообразно воспользоваться практикумом для аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов по курсу «Организация коммерческой деятельности» в 2-х ч.– Гомель: ГКИ Белкоопсоюза, 1999,ч. 1, с. 45 - 49, под редакцией Виноградовой С.Н., Гурской С.П., Кауновой Н.Л., Багуцкой Л.Г., Бондаревой Т.В.

2.  Определяем теоретическую потребность в телевизорах с учетом того, что телевизор является семейной покупкой (один телевизор на одну семью):

            100 % - 92 % = 8 %

  100 % - 630 телевизоров

  8 % - X телевизоров,     отсюда

          X= = 50.4 тел.

3.  Рассчитываем реальную потребность (платежеспособный спрос) в телевизорах «Витязь» на предстоящий год:

            4 % + 12 % = 16 %

  100 % - 630 телевизоров

  16 % - X телевизоров, отсюда

            X =  = 100,8 тел. = 101 тел.

Ситуация 10

    Коммерческая фирма занимается оптовой закупкой обуви у предприятий обувной промышленности и устанавливает хозяйственные связи (договорные отношения) посредством заключения договора поставки. Какой нормативный акт регламентирует договор поставки товаров? Что должен содержать договор на поставку товаров?

Методические рекомендации по выполнению задания

1. Для решения ситуации целесообразно воспользоваться «Положением о поставках товаров в Республике Беларусь»: Постановление  Кабинета  Министров  Республики  Беларусь  от   08.07.96 г., № 444. – Мн., 1996, пунктом 4.

    В соответствии с п. 4  Положения в договоре как правило должны быть отражены:

-  предмет договора (наименование товара, его количество, ассортимент, качество и комплектность);

-  порядок расчетов и цена товара;

-  порядок поставки товара;

-  транспорт;

-  требования к таре и упаковке;

-  страхование;

-  имущественная ответственность сторон;

-  срок действия договора;

-  цель приобретения товара;

-  порядок изменения  и расторжения договора;

-  иные не противоречащие законодательству Республики Беларусь условия, которые стороны признают необходимым предусмотреть в договоре.

Кроме того, договор должен содержать следующие реквизиты:

-  точное и полное имя (наименование), а также сведения о юридическом адресе сторон договора;

-  дату заключения договора;

-  место заключения договора;

-  надлежащие собственноручные подписи сторон или лиц, уполномоченных на подписание договора от их имени, скрепленные гербовыми печатями.