Организация коммерческой деятельности: Практическое пособие, страница 19

Если количество поступившего товара и его качество фактически соответствуют сведениям, указанным в сопроводительных документах, договорам, то приемка товара заканчивается подписанием товарно-транспортной накладной получателем. Если обнаружена недостача товара, то составляется односторонний Акт о выявленной недостаче и вызывается представитель поставщика для участия в дальнейшей приемке. После прибытия представителя поставщика составляется совместный Акт о выявленной недостаче товара. Эти акты служат основанием для предъявления претензий поставщику. При поступлении недоброкачественного товара составляется Акт о фактическом несоответствии товара по качеству. При приемке товара от органов транспорта в случае нарушения целостности транспортного средства, дверей, люков, отсутствии  на них пломб, составляется коммерческий Акт. При выявлении скрытых недостатков товара об этом составляется Акт о скрытых недостатках с участием представителя поставщика и органа транспорта.

Сроки приемки товара по количеству – 10 дней с момента доставки груза продавцом, а по скоропортящимся товарам – 24 часа. Сроки приемки товара по качеству: 10 дней от одногороднего поставщика, 20 дней от иногороднего и 24 часа по скоропортящейся продукции. Коммерческий Акт составляется сразу после обнаружения неисправностей транспорта,  а Акт о скрытых недостатках в течение 5 дней с момента обнаружения их, но в пределах гарантийного срока на товар.   Акт должен содержать следующее: наименование покупателя, дату, номер, время начала и окончания приемки товара, фамилию, имя и отчество лиц участвовавших в приемке, наименование и адрес продавца, ссылку на договор, дату отправки и дату поступления товара, состояние транспорта и тары, порядок проверки, ссылку на ГОСТ, ТУ количество, цена, сумму недостающего или некачественного товара, заключение о причинах и месте образования недостачи или порчи товара и др. В составлении акта участвуют представители Поставщика и Покупателя незаинтересованных организаций.

2.28.  Методы изучения спроса на товары и услуги.

Изучение спроса на товары и услуги  является важнейшей коммерческой операцией. Правильное определение потребностей в товарах и услугах дает возможность коммерческой фирме наиболее полно удовлетворить потребности покупателей и получить максимальную прибыль.

Основные методы изучения спроса  на товары и услуги сводятся к следующим:

- запросы и поступления заказов от непосредственных покупателей товара (путем регистрации в специальных журналах либо книгах, фиксируются заказы покупателей в магазине);

-  регулярные устные опросы, которые могут проводиться коммерческим персоналом среди покупателей (путем устного опроса покупателей выявляется их отношение к потребительским свойствам товаров, характеру услуг и их намерение приобрести это товар, воспользоваться услугой или по конкретным причинам отказаться от них);

-  интервьюирование покупателей (с помощью магнитофона);

-  анкетирование покупателей с целью выявления требований к конкретному товару, услуге и спросу на них (с помощью заранее разработанного и подготовленного специального опросного бланка-анкеты, определяется спрос на конкретные виды товаров, услуги и намерения покупателей по их приобретению);

-  статистика коммерческой фирмы по продаже товаров и оказанию услуг (путем анализа данных за предыдущие периоды времени делается прогноз  на предстоящий период об объеме продажи);

-  статистика семейных бюджетов (путем анализа такой статистики появляется возможность судить о структуре покупок в семьях различных социальных групп с разным уровнем доходов и в соответствии с этим выявлять спрос на товары и услуги);

-  статистика коммерческой фирмы о товарных запасах и товарных остатках по внутригрупповой структуре отдельных товарных групп (анализ такой статистики дает возможность выявить, какой товар и какое его количество имеется в наличии, его оборачиваемость, скорость оборачиваемости и спрос на него);