Организация коммерческой деятельности: Практическое пособие, страница 16

Нормативным документом, регулирующим порядок формирования ассортимента на оптовых базах и магазинах, является «Методические рекомендации по формированию и обеспечению устойчивого ассортимента на предприятиях торговли», утвержденном Министерством торговли РБ и Белкоопсоюзом в 1997 году. Документ предусматривает формирование ассортимента путем составления обязательного ассортиментного перечня для каждого конкретного торгового предприятия, в зависимости от его размера, типа, специализации, а также методом формирования потребительского комплекса. Потребительский комплекс представляет собой набор товаров других товарных групп, дополняющих основной товар.

Формирование ассортимента осуществляется в три этапа:

Этап 1. Распределение ассортимента между всеми торговыми предприятиями в пределах адмистративного района.

Этап 2. Установление структуры ассортимента  для каждого торгового предприятия с учетом его типа, размера месторасположения, зоны деятельности.

Этап 3. Подбор внутри группового ассортимента по отличительным признакам с привязкой его к конкретной торговой площади.

2.24.  Реклама в коммерческой деятельности,

оценка её эффективности

Реклама представляет собой платную форму представления, продвижения товаров или услуг на рынок с четко указанным источником финансирования.

Главная цель рекламы – формирование потребностей и спроса, его развитие, удержание и расширение доли рынка, а также обеспечение эффективной работы предприятия.

Наряду с информативной функцией реклама выступает как форма коммуникаций между сферами обращения и сферой производства. В условиях насыщения рынка товарами и услугами реклама выступает как средство борьбы между конкурентами за свою долю рынка, как способ формирования спроса на продукцию конкретной фирмы или марки товара. Реклама способствует продаже товаров как в оптовой, так и розничной торговле.

Основным нормативным актом, регулирующим рекламную деятельность в Республике Беларусь, является закон «О рекламе», утвержденный палатой представителей  в 1996 году. В соответствии с нормативными документами реклама как процесс состоит из следующих составляющих:

1.  Рекламодатели.

2.  Рекламные организации, предприятия, агентства.

3.  Средства рекламы.

4.  Потребители рекламы.

Реклама в коммерческой деятельности имеет следующие направления использования:

-  престижная для формирования долговременного образа предприятия, фирмы, организации;

-  публичная для распространения информации;

-  разъяснительно-пропагандистская для отстаивания конкретных идей;

-  реклама марки для долговременного выделения конкретного марочного товара;

-  реклама распродаж.

Коммерческая реклама может быть информативной, увещевательной, напоминающей, сравнительной, подкрепляющей.

Средства рекламы, наиболее часто используемые на практике, включают следующие:

-  прямая реклама: по почте, информационные письма, листовки;

-  реклама в прессе: в газетах, журналах, бюллетенях, справочниках;

-  печатная реклама: проспекты, буклеты, каталоги, плакаты, листовки, открытки, календари и др.;

-  экранная реклама: телевидение, кино, слайды;

-  наружная реклама: щиты, плакаты, панно, выносные витрины;

-  реклама на транспорте: надписи на транспортных средствах и др.;

-  реклама на месте продажи: витрины магазинов, вывески, знаки-символы товарных групп, устная реклама, выкладка товаров;

-  сувениры и другие малые формы рекламы: авторучки, записные книжки, брелки, папки, наклейки и пр.

По методам воздействия на человека реклама может быть звуковой, световой, с использованием разных цветов, комбинированная и пр.

Для организации и проведения рекламных мероприятий на практике составляется План рекламных мероприятий, который включает:

-  цель проведения рекламной кампании;

-  перечень мероприятий, с помощью которых планируется проведение рекламной кампании;

-  место проведения рекламы;