Организация коммерческой деятельности: Практическое пособие, страница 14

При автоматизированном учете выполнения договоров поставки товаров используется ЭВМ. При этом  на каждого поставщика заводится отдельный файл, позволяющий контролировать выполнение договорных обязательств в детализированном виде, быстро и качественно.

2.21.  Коммерческая работа по оптовой  продаже товаров

Оптовая продажа товаров обеспечивает бесперебойное и ритмичное снабжение торговой сети необходимыми товарами в соответствии с заказами и спросом покупателей. При оптовой продаже товаров во взаимоотношения вступают предприятия-изготовители товаров, оптовые торговые базы – с одной стороны, и розничные торговые предприятия, организации – с другой стороны.

Принципы и методы коммерческой деятельности определяются тем, что она осуществляется в расчете на заранее известный рынок, базируется на заказах розничных торговых предприятий, а объем реализации представляет собой сумму этих заказов с выделением складского и транзитного оборота. Оптовая продажа товаров базируется на следующих основных принципах:

-  максимальное удовлетворение потребностей с целью получения прибыли;

-  организация коммерческой деятельности на плановой и научной основе;

-  оптимальность принимаемых коммерческих решений;

-  поточность и непрерывность поступления товаров;

-  доходность, прибыльность;

-  бесперебойность снабжения товарами розничной торговой сети;

-  высокая культура торгового обслуживания;

-  соблюдение действующего законодательства.

Методы оптовой продажи товаров подразделяются на:

-  транзитные поставки;

-  складская форма продажи.

Оптовая продажа товара осуществляется по заранее заключенным договорам в письменном виде между Поставщиком и Покупателем.

Транзитные поставки осуществляются  по транзитным разнарядкам, приложенным к договору. Поставка товаров происходит без участия посредников, по каналу нулевого уровня.

Складская форма продажи товаров осуществляется:

-  путем отгрузки или завоза товаров, предусмотренных договором, в согласованные сроки;

-  путем личной отборки в зале товарных образцов или на складе;

-  путем выполнения заявок на завоз товаров, поступивших по телефону, через разъездных товароведов или через информационно-диспетчерскую службу;

-  через автосклады.

Одним из методов продажи товаров является мелкооптовая посылочная торговля. Она осуществляется на основе заключенных договоров и согласованных спецификаций, а также по разовым заказам. Для продажи предлагаются стандартные посылочные наборы галантерейных  товаров, книг, часов, чулочно-носочных изделий, трикотажных товаров и др.

Целесообразность применения транзитной формы продажи диктуется высокой скоростью поступления товаров конечному покупателю, экономичностью расходов по транспортировке, хранению и др.

2.22.  Коммерческая работа по розничной продаже

товаров

Розничная продажа товаров является завершающей стадией коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг. Она  представляет собой процесс торгового обслуживания покупателей (населения).

Розничная продажа товаров регулируется рядом нормативно-правовой документации. Наиболее важным нормативным актом являются «Основные правила ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории Республики Беларусь», утвержденные Постановлением Советом Министров РБ в 1992 году.

Розничная продажа товаров включает следующие операции: встречу покупателя, выявление спроса, предложение и показ товаров, помощь в выборе товара, консультацию, предложение новинок и сопутствующих товаров, выполнение операций по взвешиванию, отмериванию, расчету за товары, упаковке и выдаче покупки, оказанию дополнительных услуг.

Особенность организации коммерческой работы по розничной продаже товаров в условиях рыночной экономики состоит в том, что розничное торговое предприятие имеет высокую степень самостоятельности в решении вопросов изыскания товарных ресурсов, формировании ассортимента товаров, организации процесса обслуживания покупателей, рекламы, оказания дополнительных услуг покупателям, установления режима работы и др.