Инновации и эффективность их использования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Глава 13. Инновации и эффективность их использования

13.1. Сущность, основные свойства и функции инноваций.

13.2. Классификация инноваций.

13.3. Цикличность распространения инноваций, этапы и жизненный цикл инновационного процесса.

13.4. Инновационная деятельность.

13.5. Инновационная инфраструктура.

13.6. Национальная инновационная система Республики Беларусь.

13.7. Государственные инновационные программы.

13.8. Расчет экономического эффекта инновационного мероприятия.

13.1. Сущность, основные свойства и функции инноваций

В современных условиях функционирования субъектов хозяйствования становится все более очевидным тот факт, что инновации превращаются в движущую силу, которая может определять их стратегическое будущее.

Инновация (от лат. «innovate» – обновление, улучшение; англ. «innovation» – нововведение) – комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств с целью удовлетворения человеческих потребностей. Инновации предполагают коммерческое применение новшеств, приносящее социально-экономический или экологический результат.

Новшество – новый порядок, обычай, метод, изобретение, новое явление. Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

Виды новшеств:

Открытие – процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестных явлений природы. Открытия делаются, как правило, на фундаментальном уровне.

Изобретение – новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой сфере производственной деятельности. Право изобретателя на его изобретение подтверждается патентом, запрещающим использование данного новшества без разрешения патентообладателя.

Товарный знак – изобразительные или словесные обозначения, способствующие отличию товаров и услуг одних юридических и физических лиц от других.

Полезные модели – новшества, имеющие конструктивные преимущества и высшую степень готовности для коммерческого применения.

Промышленные образцы – продукция, внешний вид которой содержит новые художественные или художественно-конструкторские решения.

Ноу-хау – конфеденциальные знания технического, организационного, финансово-экономического и управленческого характера, не являющиеся общеизвестными и практически применимыми в производственно-хозяйственной деятельности.

Фирменное наименование – название под которым субъект хозяйствования выступает в хозяйственном обороте.

Подходы к определению инновации, сформулированные в экономической литературе:

1.  Объективный. В рамках данного подхода инновация трактуется как объект внедренный в производство в результате проведенного научного исследования, либо сделанного открытия, качественно отличающегося от предшествующего аналога.

2.  Процессный. Сторонники этого подхода рассматривают инновацию как комплексный процесс, включающий в себя разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей.

3.  Объективно-утилитарный. В категории инновация выделяются две составляющие. Во-первых, новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники. Во-вторых, способность удовлетворять общественные потребности с полезным эффектом (утилитарная составляющая инновации).

4.  Процессно-утилитарный. Расширяет объективно-утилитарный подход третьей составляющей, согласно которой инновация рассматривается как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства.

5.  Процессно-финансовый. Согласно этого подхода под инновацией понимается процесс инвестиций в новации.

Основные свойства инноваций:

- научно-техническая новизна;

- возможность практического применения;

- коммерческая реализация;

- социальная значимость;

- экономическая или экологическая эффективность;

- удовлетворение существующего и создание нового рыночного спроса;

- высокая степень риска.

Основные функции, выполняемые инновациями:

- повышает наукоемкость производственно-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования;

- способствует росту и удовлетворению потребностей;

- снижает ресурсоемкость производства;

- оптимизирует процесс воспроизводства ресурсов.

13.2. Классификация инноваций

Систематизация инноваций осуществляется внутри классификационных признаков, основные из которых, представлены в табл. 13.1.

Таблица 13.1

Классификационные группы инноваций

Классификационный признак

Виды инноваций

А

1

По технологическим параметрам

Продуктовые – использование новых материалов; выполнение продуктом принципиально новых функций;

Процессные – технико-технологические, организационно-управленческие новшества, снижающие себестоимость, повышающие эффективность и качество нового или существующего продукта

По степени радикальности новизны

Базисные – возникают на базе крупных изобретений, дают начало новым, ранее неизвестным поколениям и направлениям инноваций технологической группы;

Модифицирующие – прирастающие инновации, продолжающие улучшение и распространение базисных инноваций в конкретной области их приложения;

Псевдоинновации – внешние изменения продуктов или процессов, не изменяющие их потребительских свойств, а создающие эффект видимости новизны (например, эстетические изменения; расширение номенклатуры продукции за счет освоения продуктов уже известных рынку и т.д.)

Продолжение табл. 13.1

А

1

По диффузии инноваций, т.е. по увеличению числа субъектов, внедряющих инновации

Инновации, разрабатываемые субъектами – новаторами, которые заинтересованы в получении части дохода от использования инновации;

Инновации ранних реципиентов, которые первыми освоили новшество и стремятся к получению дополнительной прибыли путем ускорения продвижения новшеств на рынок;

Инновации раннего большинства, которое представлено субъектами хозяйствования, которые вслед за ранними реципиентами освоили новшество и стремятся к получению дополнительной прибыли;

Инновации отстающих субъектов хозяйствования, которые выпускают морально устаревшую продукцию

По отношению к знаниям и степени использования научных знаний

Инновации, основанные на использовании фундаментальных научных знаний и широко применяющиеся в различных сферах общественной деятельности;

Инновации, основанные на использовании научных знаний в ограниченной области применения;

Инновации, основанные на существующих технических знаниях с ограниченной сферой применения;

Инновации, входящие в комбинации различных типов знаний в одном продукте;

Инновации, использующие один продукт в различных областях;

Новшества, появившиеся как побочный результат научно-исследовательской программы.

Перечисленные виды инноваций можно объединить в две группы: восходящие инновации, т.е. созданные на основе новых знаний; нисходящие базируются на имеющихся знаниях и связаны с их коммерциализацией

По глубине вносимых изменений

Инновации нулевого уровня связаны с формированием первоначальных свойств системы;

Инновации первого уровня связаны с изменением количественных свойств системы;

Инновации второго уровня связаны с повышением эффективности функционирования системы путем оптимизации соотношения ее составных частей;

Инновации третьего уровня – синхронизация работы элементов системы;

Инновации четвертого уровня – улучшение полезных свойств первоначальной системы;

Инновации пятого уровня – при сохранении ее базовой концепции;

Инновации шестого уровня – качественное изменение первоначальных свойств системы без изменения функционального принципа;

Инновации седьмого уровня – изменение функционального принципа системы

Продолжение табл. 13.1

А

1

По роли в процессе развития

Основные инновации, создающие новые рынки и сферы деятельности;

Дополняющие инновации – расширяющие имеющиеся рынки и сферы деятельности

По характеру воздействия на рыночные связи и продуктово-технологические возможности организации

Революционные инновации сохраняют рыночно-продуктовые связи, но вызывают старение продуктово-технологических возможностей;

Архитектурные инновации параллельно со старением продуктово-технологических возможностей разрушают сложившиеся рыночно-продуктовые связи;

Нишеобразующие инновации создают рыночные ниши для существующих продуктово-технологических возможностей;

Регулярные инновации связаны с закреплением предприятий на старых рынках при сохранении рыночно-продуктовых связей и продуктово-технологических возможностей

По ускорению научно-технического прогресса (НТП)

НТП – единый, взаимообусловленный, поступательный процесс развития науки и техники, предполагающий создание новых и совершенствование применяемых средств и предметов труда, технологических методов, а также форм организации производства.

По степени ускорения НТП инновации классифицируются следующим образом:

Крупнейшие – основа революционных переворотов в технике, формирующие новые технические направления и создающие новые отрасли;

Крупные – формируют новые поколения техники в рамках данного направления;

Средние – способствуют замене устаревших моделей более эффективными или расширяют сферу применения одного поколения техники;

Мелкие – улучшают отдельные производственно-потребительские параметры выпускаемых моделей техники.

По причине возникновения

Реактивные инновационные – вынужденные инновации, проводимые вслед за конкурентом;

Стратегические инновации – носят превентивный характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе

По направлению воздействия на процесс производства

Замещающие – предусматривают полное вытеснение устаревших способов хозяйствования и технологий;

Отменяющие – исключение и замена технологических операций и изделий;

Открывающие – основаны на фундаментальных исследованиях и не имеют базисного аналога;

Ретроинновации – воспроизведение известных продуктов и технологий на новом уровне

Классификация инноваций позволяет моделировать формы моделировать формы и методы управления инновационной деятельностью субъекта хозяйствования, выделять ее стратегические направления и тактические средства реализации.

13.3. Цикличность распространения инноваций. Этапы и жизненный цикл инновационного процесса.

Динамика инноваций носит цикличный характер (рис. 13.4), который связан с волнообразной формой НТП и жизненным циклом продукции (рис. 13.1; 13.3).

Рис. 13.1 Жизненный цикл продукции (V – объем продаж, ден. ед.)

Жизненный цикл продукции – одна из наиболее распространенных моделей, применяемых для анализа последовательных стадий в развитии деловой активности производства какого-либо вида продукта или изделия. Обычно он представляется в виде кривой продаж, рассматриваемой на временном отрезке, охватывающем период от запуска изделия в производство до его «ухода» с рынка. Жизненный цикл продукции обычно подразделяется на 5 основных этапов (рис. 13.1):

1)  внедрение;

2)  начальный рост (в некоторых учебниках – фаза роста);

3)  последующий рост (фаза созревания);

4)  зрелость (насыщение);

5)  спад.

Мероприятия НТП относятся к одной из главных составляющих внешней среды косвенного воздействия, оказывающей влияние на функционирование предприятия. Научно-технические разработки на первоначальных этапах жизненного цикла товаров предполагают нарастающее увеличение затрат на НТП при отрицательных или малых позитивных результатах (рис. 13.2; 13.3).

Рис. 13.2. Схема объема продаж и прибылей в рамках жизненного цикла товара (ден.ед.)

Представленная на рис. 13.2 взаимосвязь мероприятий НТП и жизненного цикла товара обусловливают цикличность и форму НТП (рис. 13.3), где V – объем продаж; 1 – разработка товара, 2 – выведение на рынок, 3 – рост, 4 – рост, 5 – зрелость, 6 – спад. Дополнительный этап роста (3,4 – рис. 13.2) связан с различной степенью интенсивности освоения предприятие рынка, а следовательно, и различным объемом финансирования инновационных разработок.

Целесообразность инвестирования в продукт А (процесс А) обусловлена соотношением результатов и затрат [X1;X2]>[Y1;Y2], следовательно, эффект от мероприятий НТП в продукт А – отрицателен. Знание технологического предела позволяет избежать необоснованных затрат (рис. 13.3).

Б

 

Рис. 13.3. Волнообразная форма НТП

Рис. 13.4. Волны инноваций

Технологический предел – невозможность (или нецелесообразность) улучшения количественных и качественных параметров продукта (процесса) за счет мероприятий НТП.

Технологический предел обусловливает необходимость перехода к новому изделию (процессу) на базе новых знаний (следующая волна НТП).

Технологический разрыв – промежуток между смежными парами волн НТП, характеризующий переход от одной технологии

Похожие материалы

Информация о работе