Аутсорсинг как форма построения эффективного производства, страница 12

1.  календарный график выполнения работ по проекту;

2.  согласованные сторонами критерии оценки производительности и качества выполняемых работ;

3.  формы и периодичность отчетности, предоставляемой исполнителем;

4.  процедуры коммуникации заказчика и исполнителя, в частности, периодичность рабочих встреч специалистов и периодичность заседаний комитета по управлению контрактом;

5.  порядок формирования, реорганизации и контроля деятельности специализированных рабочих групп;

6.  процедуры управления изменениями хода проектных работ.

Практический опыт показывает, что ключевыми факторами эффективного управления аутсорсингового проекта в большинстве случаев становятся:

1.  формирование общей позиции заказчика и исполнителя, их единого совместного видения аутсорсингового проекта;

2.  наличие гибкого четко работающего механизма коммуникаций между исполнителем и заказчиком, учитывающего специфику и степень сложности выполняемого проекта;

3.  наличие отработанных процедур принятия решений по изменению хода проектных работ при возникновении тех или иных проблем или при изменении целей аутсорсингового проекта.

Базовой задачей управления процессом аутсорсинга является решение проблемы качества предоставляемых аутсорсером услуг. В случае наличия у предприятия-заказчика сертифицированной системы менеджмента качества при передаче отдельных видов деятельности внешнему аутсорсеру возникает необходимость обеспечения целостности этой системы. Международные стандарты серии ИСО 9001:2000 в целом допускают возможность передачи процессов системы менеджмента качества сторонней организации, т.е. аутсорсеру. В этом случае организация-клиент обязана обеспечить реализацию требований указанных стандартов в аутсорсинговых процессах. В зависимости от особенностей аутсорсингового проекта и связанных с ним рисков, данная задача может решаться одним из двух способов:

1.  в контракт может быть включено требование о наличии и аутсорсера собственной системы менеджмента качества, удовлетворяющей требованиям стандарта ИСО 9001:2000;

2.  в контракте могут быть даны ссылки на внутренние документы системы менеджмента качества организации-заказчика, которыми аутсорсер должен пользоваться в своей работе.

В отношении аутсорсинговых компаний, являющихся поставщиками сырья или комплектующих, обеспечение требований качества также может быть регламентировано на основе стандартов системы ИСО. В соответствии с данными стандартами, еще на стадии заключения аутсорсингового контракта организация-заказчик должна выставить требования о соответствии деятельности поставщика в части переданного ему аутсорсингового процесса требованиям стандарта ИСО 9001:2000. Все документы, подтверждающие такое соответствие, должны быть предоставлены поставщиком и должны быть приложены к контракту. Последующий мониторинг за выполнением установленных требований по качеству заказчиком должен выполняться в соответствии с требованием раздела «Закупки» стандарта ИСО 9001:2000 и может проводиться с привлечением внешних специалистов.

Организация-аутсорсер должна обеспечить доказательства соответствия своей деятельности устанавливаемым в контракте требованиям по качеству. Наличие у аутсорсера сертификата на собственную систему менеджмента качества может служить достаточным свидетельством выполнения устанавливаемых требований. В случаях же, когда требования к качеству аутсорсингового процесса устанавливаются в виде ссылок на внутренние документы системы менеджмента качества организации-заказчика, предусматривается проведение аудита поставщика представителями организации-заказчика (т.е. аудита второй стороны).