Я-образ. Изучение и формирование собственной «Я-концепции»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

последующем же основную роль играет отношение воспринимающего непосредственно к содержанию информации. Контрвнушаемость личности существенно зависит от возможности проверить истинность того, что ей внушается. Несколько видов контрвнушаемости.

Во-первых, выделены ненамеренная и намеренная контрвнушаемость. В основе первой — свойственная людям некоторая степень скептицизма, недоверия и критичности. Намеренная контрвнушаемость действует в соответствии с конкретными, осознанными целями и намерениями личности, она критически анализирует то, что ей пытаются внушить.

Во-вторых, существуют индивидуальная и групповая контрвнушаемость. Индивидуальная контрвнушаемость обусловливается характерологическими и возрастными особенностями психики личности, ее жизненным опытом, социальными установками. Под групповой контрвнушаемостью имеется в виду противодействие внушению со стороны группы. Как показали исследования, групповая контрвнушаемость зависит от качественного и количественного состава группы, степени ее сплоченности, единства целей и мотивов деятельности и ряда других факторов.

В-третьих, различаются общая и специальная контрвнушаемость. Первая основывается на общей критичности личности в отношении внешних воздействий. Этот тип отличается широким диапазоном проявлений, но, как правило, небольшой силой. Специальная контрвнушаемость имеет более узкую сферу действия, вплоть до установки на одного внушающего или на конкретную внушаемую информацию, и в этом, последнем, случае бывает; резко выраженной.

Следующий необходимый компонент «Я», придающий ему стабильность и устойчивость,— это осознание самого себя во всех своих связях: сложившейся социальной системе, настоящей и будущей, в системе природы и даже, пожалуй, «космоса. Чем более уверенное ощущение этих связей, тем устойчивее внутреннее равновесие, тем четче ощущение себя как личности, имеющей свои собственные цели и задачи.

Через активное восприятие прошлого и настоящего, истории и культуры общества закладываются основы для осознанного формирования нравственной культуры личности, наиболее существенного, определяющего каркаса «Я».

·  Начало рефлексии — восприятие человеком своей внешности (физическое «Я»)

Восприятие собственного зеркального отражения является, по всей вероятности, начальным моментом и исходной основой общения человека с собой. Живо и точно схвачено это явление римским поэтом Пентадием:

Тот, чей отец был поток, любовался водами

мальчик,

И потоки любил — тот, чей отец был поток.

Видит себя самого, отца увидеть мечтая.

В ясном зеркальном ручье видит себя самого.

Каждый человек, смотрящийся в «зеркало» стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить или «поправить» свою внешность. И для дикаря, и для современного человека «смотрение в зеркало» — это начало перехода «пассивной» составляющей рефлексии — восприятия самого себя — в активную ее фазу, создание образа «Я», соотнесение

Похожие материалы

Информация о работе