Учебно-методический комплекс по дисциплине "Управление человеческими ресурсами", страница 2

     Движение персонала. Оборот как базисная категория кадрового менеджмента. Абсолютные и относительные показатели движения персонала. Текучесть кадров как излишний оборот по выбытию и его причины. Движение персонала внутри компании: замещения, перестановки, ротация, продвижение по служебной лестнице.

Тема 1.3 Правовое и документальное обеспечение управления человеческими ресурсами.

    Правовые документы, создающие организационно-правовую основу деятельности персонала. Основные документы, определяющие трудовые отношения на международном, федеральном, отраслевом, корпоративном уровне, уровне подразделения и рабочего места.

     Система нормативных документов организации. Коллективный договор как форма осуществления социального партнерства в организации, его назначение, структура и порядок заключения.

     Дисциплина как организующий фактор деятельности предприятия. Трудовая, технологическая и производственная дисциплина.  Правила внутреннего трудового распорядка или Положение о персонале.

      Штатное расписание: его разделы и содержание. Сущность, назначение и основные разделы должностной инструкции. Документы Личного дела работника. Трудовой договор как обязательный правовой документ при найме.

     Защита трудовых прав работников и порядок рассмотрения трудовых споров.

Модуль 2. Формирование человеческих ресурсов организации

Тема 2.1  Рабочее место.

   Рабочее место как первичное звено организации труда персонала. Методы сбора информации и описание рабочего места. Статьи затрат на создание  рабочего места. Уровни и показатели аттестации рабочих мест.

    Субъективные (личностные, профессиональные, физиологические, физические) и объективные (средства, содержание, условия, организация деятельности) факторы, влияющие на профессиональную эффективность. Понятия интенсивности, тяжести, безопасности труда. Условия труда как совокупность факторов, влияющих на функциональное состояние и работоспособность человека. Качество трудовой жизни и его показатели (трудовое поведение, отношение к труду, сохранение служебной тайны, преданность организации, уровень абсентизма)

    Профессиография как метод анализа и описания трудовой деятельности. Содержание профессиограммы и психограммы.

Тема 2.2  Формирование персонала организации.

    Этапы формирования персонала: анализ работы, формирование требований к кандидатам, привлечение кандидатов, набор кандидатов, сбор информации о кандидатах, оценка и отбор, обсуждение и подписание контракта. Внешние и внутренние источники набора персонала. Их преимущества и недостатки.

    Понятие профессиональной пригодности и ее диагностика. Требования к критериям отбора новых  сотрудников: валидность, полнота, надежность, достаточность критериев. Методы отбора персонала: биографический (анализ резюме и документов), интервью (отборочное собеседование), проверка рекомендаций, анкетирование, тестирование, экспертные оценки, медицинский контроль, групповые методы оценки. Ассессмент как активный метод оценки и отбора управленческого персонала. Принципы и методы работы ассессмент-центра. Возможные ошибки при оценивании кандидатов.

     Оценка эффективности поиска и отбора новых работников. Новые формы формирования персонала: лизинг, аутстаффинг.

Модуль 3. Развитие человеческих ресурсов организации

Тема 3.1  Адаптация и продвижение персонала.

   Понятие и цели адаптации новых работников. Виды адаптации (профессиональная, психофизиологическая, социально-организационная, социально-психологическая). Этапы адаптации: оценка уровня подготовленности новичка, ориентация, действенная адаптация, функционирование. Структура процесса адаптации: адаптация к организации, к подразделению, к должности (рабочему месту). Содержание программы общей и специальной адаптации. Объективные и субъективные показатели завершения адаптации работника.