Специальная психология: Материалы для самостоятельной работы (Содержание дисциплины. Семинарские и практические занятия по учебной дисциплине. Тематика рефератов)

Страницы работы

41 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Тема: психологическая коррекция и работа с семьей ребенка с задержкой психического развития.

Статьи:

  1. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР / А. Д. Вильшанская // Дефектология: научно-теоретический и методический журнал. – 2005. - № 2. – С. 57.
  2. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е. А, Стребелева, А. В. Закрепина // Дефектология: научно-теоретический и методический журнал. – 2005. - № 1. – С. 3.

Третья группа.

Тема: психологическая коррекция и работа с семьей ребенка с сенсорно-перцептивными нарушениями.

Статьи:

  1. Комплексное психолого-педагогическое обследование  ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом / Т. В. Николаева // Дефектология: научно-теоретический и методический журнал. – 2004. - № 2. – С. 21.
  2. Опыт вовлечения родителей дошкольников с нарушением слуха в работу по развитию речи / И. А. Теплоухова // Дефектология: научно-теоретический и методический журнал. – 2006. - № 4. – С. 50.
  3. Создание развивающей среды для детей с глубокими сенсорно-перцептивными нарушениями / Л. П. Григорьева, И. В. Блинникова // Дефектология: научно-теоретический и методический журнал. – 2005. - № 5. – С. 65.

Четвертая группа.

Тема: психологическая коррекция и работа с семьей ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями.

Статьи:

  1. Преодоление эмоциональных нарушений у дошкольников с церебральным параличом в процессе оптимизации их отношений с родителями / Е. В. Устинова // Дефектология: научно-теоретический и методический журнал. – 2005. - № 1. – С. 52.
  2. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями / В. В. Ткачева // Дефектология: научно-теоретический и методический журнал. – 2005. - № 1. – С. 25.

Пятая группа.

Тема: психологическая коррекция и работа с семьей аутичного ребенка.

Статьи:

  1. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме / О. С. Аршатская // Дефектология: научно-теоретический и методический журнал. – 2005. - № 2. – С. 46.
  2. Проблемы семьи аутичного ребенка / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М.М. Либленге // Дефектология: научно-теоретический и методический журнал. – 2005. - № 5. – С. 76.

Задание.

Ознакомиться со статьями и ответить на вопросы:

1.  Что нового вы узнали из статей?

2.  Каковы особенности психологической коррекции и работы с семьей ребенка при данном нарушении в развитии?

Дается время на ознакомление и обсуждение статей в группах. Представитель от каждой группы выступают с кратким докладом. После выступления группы доклад обсуждается со всеми участниками семинара. На доске фиксируются основные выводы по каждой теме.

Подводятся итоги: каковы основные принципы и приемы психологической коррекции и работы с семьей детей со «специальными нуждами».

Теоретический семинар 1.

Тема: Общие проблемы специальной психологии.

Вопросы для подготовки:

  1. История развития и становления специальной психологии.
  2. Межпредметные связи специальной психологии.
  3. Принципы специальной психологии.
  4. Методы специальной психологии.
  5. Оценка психического развития ребенка:

- основные принципы диагностической деятельности психолога

- методологические подходы к оценке психического развития ребенка

      6.   ПМПК.

      7.   Общественные организации и их программы оказания помощи детям с нарушениями развития.

Семинар-практикум 2.

Тема: Психодиагностический инструментарий в работе

с умственно отсталыми детьми.

Примерный перечень экспериментально-психологических методик, рекомендуемых для использования во время практических занятий по разделу 3:

1)  Корректурные пробы

2)  Таблицы Шульте

3)  Счет по Крепелину (модификация Курочкина «Счет с переключением»)

4)  Методика запоминания 10 слов А. Р. Лурия

5)  Запоминание цифровых рядов

6)  Опосредованное запоминание по Леонтьеву

7)  Предметная классификация

8)  Методика «Противоположности»

9)  Авторский вариант методики «Незаконченные предложения»

10) Проективные рисуночные методики «Я и мир», «Я в классе», «Моя семья»

11) ВПР

12) МООТ   Е. С. Креславского

13) МОИС   А. Н. Корнева

14) Метод цветовых предпочтений А. М. Эткинда

15) Методика Де-Греефе

16) Методика Дембо – Рубинштейн

Семинар-практикум 3.

Тема: Основные направления психокоррекционной работы с детьми ЗПР.

Вопросы для подготовки:

  1. Коррекция мелкой моторики.
  2. Коррекция речи.
  3. Коррекция эмоционально-волевой сферы детей.

Реферативный семинар 4.

Тема: Дефицитарное развитие.

Вопросы для подготовки:

  1. Дети с нарушениями зрительного анализатора
  2. Дети с нарушениями слухового анализатора.
  3. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  4. Дети с нарушением речевого развития.

Примечание: в каждой теме обсуждаются - этиология и патогенез заболеваний; классификация нарушений; особенности психического развития

Похожие материалы

Информация о работе