Семейное консультирование: Материалы для самостоятельной работы (Содержание дисциплины. Вопросы к итоговому контролю знаний (к экзамену). Контрольные вопросы для промежуточной аттестации)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Семейное консультирование

Лезова Л.В.

Цель изучения дисциплины:

·  формирование у будущих специалистов в области психологии и социальной работы знаний, умений и навыков, необходимых в практике консультирования по проблемам семьи и брака.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1.

Семейное консультирование как область психологической практики

Тема 1.1. Семья: понятие и основные характеристики.

Определение семьи. Семья как социальный институт, система, малая группа. Кризис семьи в современном обществе: психологический аспект. Типы семьи. Основные функции семьи. Структура семейных ролей. Понятие семейных подсистем. Признаки нормально функционирующей и дисфункциональной семьи.  Основные детерминанты гармоничных супружеских и детско-родительских отношений и дестабилизирующие их факторы.

       Тема 1.2. Формы психологической помощи дисфункциональным семьям.

Краткая характеристика основных форм психологической  помощи семье: семейная психотерапия; семейное консультирование; психокоррекционная  и психопрофилактическая помощь семье. Сравнительный анализ  подходов, их основных целей и методов. Особенности семейного психологического консультирования. Эффективность терапевтического, консультативного, коррекционного и профилактического подходов в работе с различными семейными проблемами.

           Тема 1.3. Цели, задачи,  базовые принципы семейного консультирования.

Актуализация внутренних психологических ресурсов семьи и личностный рост ее членов как основная цель семейного консультирования. Задачи семейного консультирования. Принципы семейного консультирования. Реализация принципов стереоскопичности диагноза, единства диагностики и воздействия, реконструкции истории семьи в практике семейного консультирования. Требования к личности семейного консультанта.

 Тема 1.4. Основные направления деятельности семейного консультанта

Характеристика видов психологического консультирования по различным семейным проблемам, их основные задачи. Психологическое консультирование супружеских пар. Психолого-консультативная помощь при нарушениях детско-родительских отношений. Психологическая помощь неполной семье. Психологическое консультирование кризисных семей (измена, развод, утрата супруга, ребенка). Психологическое сопровождение беременности и родов. Консультирование по проблемам повторного брака.

Модуль 2.

Организация процесса семейного консультирования

Тема 2.1. Основные принципы организации семейного консультирования

Характеристика форм семейного консультирования: работа с семейной системой, семейными подсистемами, отдельными членами семьи. Особенности консультирования супружеских пар. Совместное консультирование родителя и ребенка. Организация процесса консультирования всей семьи. Индивидуальное консультирование по семейным проблемам. Групповое  консультирование по вопросам семьи и брака.

Тема 2.2. Этапы семейного консультирования: общая характеристика.

Установление контакта консультанта с членами семьи, создание атмосферы психологической безопасности и развитие отношений доверия. Обсуждение запроса и контракта. Особенности этапа "исповеди" в семейном консультировании. Этап сбора анамнеза. Анализ истоков и причин семейной проблемы. Уточнение запроса. Переход к обсуждению альтернатив, "веер возможных решений". Поддержка клиентов в поиске путей разрешения проблемной ситуации. Завершающий этап: обсуждение результатов совместной работы.

Тема 2.3. Диагностика на разных этапах семейного консультирования

Понятие семейный диагноз. Параметры семьи, выявляемые психологом. Сбор анамнеза и составление диагностического заключения. Основные методы семейной диагностики. Особенности использования проективных и стандартизированных психологических тестов в работе с семьей. Тест "Рисунок семьи", "Семья животных". Диагностическое использование инструментария "песочной терапии" и символдрамы. Диагностика детско-родительских отношений: тесты Р. Жиля, ADOR, PARI и пр. Диагностика супружеских отношений: тест РОП (А.Н. Волковой). Изучение истории семьи: клинико-биографический метод.  Клиническое интервью. Методики ''Семейная социограмма'', ''Семейная генограмма'', "Жизненный путь семьи". Изучение социальных связей семьи: методика "Экологическая карта".

Модуль 3.

Основные теоретические модели семейного консультирования

Тема 3.1. Психоаналитический подход в семейном консультировании.

Семейная проблематика в психоанализе: З. Фрейд; К.Г. Юнг; А. Адлер; Э.Эриксон; М. Кляйн, Д. Винникот и др. Влияние раннего опыта клиентов (диадные отношения с матерью, особенности переживания эдипальной стадии развития, сиблинговые отношения и пр.).  на их семейные отношения. Разрешение бессознательных внутриличностных конфликтов как основной механизм   гармонизации семейных отношений.

Психоаналитические реконструкции и рефлексии  детского опыта в семейном консультировании: анализ эдипального конфликта, объектных отношений и пр. Анализ родительского переноса в отношениях с аналитиком. Метод "раннего детского воспоминания " А. Адлера. Имажинативные и проективные техники в практике семейного консультирования (символдрама, игровые методы, песочная терапия, арт-терапия, направленное воображение).

Тема 3.2. Системное, стратегическое и системно-аналитическое

семейное консультирование

Основные положения системного подхода в практике психологической и психотерапевтической помощи семье. Взгляды С. Минухина, Д. Хейли, М. Боуэна и др. Интеграция системного и психоаналитического подходов. Принципы работы системного семейного консультанта.

Характеристики семейной системы. Системные нарушения в развитии семьи: проблема границ. Дисфункциональная семья и "идентифицированный" пациент.  Реорганизация семейной системы, изменение коммуникативных паттернов и установление новых границ (правил, определяющих внутрисемейные взаимодействия) как основные цели системного семейного консультирования. Работа с "семейными мифами". Приемы поддержания метакоммуникации.  Метод прямых и парадоксальных директив. Техники усиления сплоченности семьи (совместное творчество, техника "семейные фотографии" и пр.).

Тема 3.3. Когнитивно-поведенческий подход в психологическом

консультировании семьи.

Основные положения когнитивно-поведенческого направления. Принцип переформулирования представлений клиентов о сущности проблемы и возможных путях ее решения. Принцип выделения последовательности поведенческих паттернов

Похожие материалы

Информация о работе