Психотехнологии разрешения конфликтов: Материалы для самостоятельной работы (Вопросы для подготовки к экзамену. Семинары и задания для самостоятельной работы)

Страницы работы

60 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Подготовить студентов к решению практических конфликтных ситуаций.

Вопросы для обсуждения:

1.  Психотехнологии  управления и разрешения межличностных конфликтов.

·  Четырехшаговый метод Д.Дэна.

·  Подход Ч.Ликсона: семь шагов.

·  Рационально-эмоциаональный подход Дж.Г.Скотт.

·  Картография конфликта.

·  Пдход Т.Гордона к семейным конфликтам

2.  Психотехнологии  управления и разрешения семейных конфликтов.

·  Методы работы с конфликтными семьями.

3.  Психотехнологии  управления и разрешения педагогических конфликтов.

·  Специфика разрешения конфликтов с учащимися различных возрастных групп.

·  Методы подготовки школьников к конструктивному поведению с конфликтных ситуациях.

4.  Технологии и  подходы к управлению организационными конфликтами.

·  Применение технологий разрешения межличностных конфликтов.

·  Власть, как инструмент управления конфликтами.

·  Структурные методы работы с конфликтами в организации.

·  Конфликт-менеджмент и его основные задачи.

·  Методы работы с групповыми конфликтами в организации.

·  Переговоры в организационных конфликтах.

Рекомендуемая литература к семинару:

Ваниорек Л., Ваниорек А. Моббинг: когда работа становится адом. М., 1996.

Вересов Н.Н. Формула противостояния, или как устранить конфликты в коллективе. М. 1998

Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: учебное пособие. М., 2008.

Гибсон Дж.Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж.Х. Организации: поведение, структура, процессы. М., 2000.

Гордон Т. Повышение родительской эффективности. Екатеринбург, 1997.

Гришина Н. Психология конфликта. СПб. 2000.

Дэна Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994.

Занковский А.Н. Организационная психология. М., 2002. 

Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г.  Конфликтология. М., 2006.

Кошелев А.Н., Иванникова Н.Н. конфликты в организации: виды, назначение, способы управления. М., 2007.

Конфликтология. Под.ред. А.С.Кармина. СПб., 1999.

Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М., 1992.

Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. Спб., 1997.

Маданес К. Стратегическая семейная терапия. – М, 1999.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Гл. 16.

Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1992.

Смит М. Как научиться говорить «нет». СПб., 1996. 

Уизерс Б. Управление конфликтом. СПб., 2004.

Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - М., 1996.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб, 1999.

Практические занятия.

Практическое занятие 1:

Анализ и разрешение социально-психологических конфликтов.

Цели:
·  Познакомить студентов с различными типами конфликтных ситуаций, встречающихся в практике.
·  Научить классифицировать конфликты, определять важнейшие составляющие конфликта.

·  Внедрить в сферу практических умений социального работника базовые принципы работы с конфликтом: «необходимости поиска конструктивных решений с опорой на интересы  сторон», «презумпции доброжелательности», «динамичности конфликта» и др.

·  Показать возможные стереотипы и предубеждения, мешающие работе социального работника с конфликтом.

Практическое занятие включает в себя следующие компоненты:

Работа студентов в микрогруппах по 2-5 человек с конкретными конфликтными ситуациями. Ситуации у каждой микрогруппы различны.

В данном практическом занятии все ситуации имеют характер бытовых межличностных конфликтов.

Задача студентов: определить уровень конфликта, факторы и условия его возникновения, возможные интересы сторон, предположить, как может развиваться конфликт в дальнейшем и что можно сделать для придания данной ситуации конструктивного характера.

Пример ситуации.

СИТУАЦИЯ «ПЛОЩАДКА»

На площадке небольшого жилого дома три квартиры: в одной живет пожилая женщина (61 год), две другие занимают две относительно молодых семьи. Хозяйство в каждой из них ведут молодые женщины, примерно ровесницы (1,5 года разницы). У одной муж - «простой рабочий», а у другой  - «новый русский» (реально – мелкий предприниматель, владелец, директор и основной работник небольшой технической фирмы). Обе женщины когда-то были знакомы во время учебы в школе.  Сейчас они только здороваются при встречах. Каждая  находит в другой множество недостатков: надменность, недоброжелательство, отсутствие вкуса и т.п..

Площадка закрыта дверью, и соседи по очереди, один раз в одну  неделю качественно убирают ее. (Если кто-то случайно намусорил, естественно, убирает сам).

Однажды «богатая» соседка не убрала площадку в привычный для всех

Похожие материалы

Информация о работе