Психологическая служба в образовательных учреждениях

Страницы работы

27 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Психологическая служба в образовательных учреждениях

Введение в понятие ''психологическая служба в образовании''.

Образовательные учреждения - это организации ориентированные на подготовку (социализацию) подрастающего поколения к взрослой жизни, начиная с 2-3 летнего возраста и до включения в самостоятельную профессиональную деятельность. Поэтому к образовательным учреждениям, кроме школ, мы можем отнести как дошкольные учреждения, так и средние профессиональные образовательные организации, такие как лицеи и колледжи.

Что же является предметом психологической службы в образовании? В дальнейшем, рассматривая примеры психологических служб за рубежом и в нашей стране, мы убедимся в том, что не существует единого подхода к определению целей и задач в работе практического психолога в образовании.

На наш взгляд, работа практического психолога очень разнообразна и содержит в себе несколько уровней (полигон для отработки практических навыков из различных областей практической деятельности).

1. Работа практического психолога в системе народного образования направлена на обеспечение всестороннего развития социализирующейся личности: физического, психического и личностного; на содействие образовательным интересам и раскрытие индивидуальности подрастающего человека.

Поэтому деятельность психолога в образовании требует знаний психологии развития, психологии личности, педагогической психологии, психокоррекционной психологии.

Т.к. на успешность развития и формирование личности ребенка оказывают влияние все субъекты, включенные в актуальную ситуацию его развития, то работа практического психолога в системе образования включает в себя и работу с родителями и учителями.

2. В тоже время одной из важнейших целей психолога в образовании является обеспечение эффективного  функционирование самой образовательной системы или конкретней - организации, в которой осуществляется деятельность психолога. Для реализации данной цели психолог в образовании выступает в роли организационного психолога, работающего с проблемами организационной культуры, деловой коммуникации, формирования команды единомышленников, мотивации трудовой деятельности…

3. Психолог в организации выступает в качестве эталона психологической культуры, носителя психологического знания, внедряющего его в образовательную среду.

Виды государственной психологической службы в школах  Санкт-Петербурга.

В настоящее время параллельно функционируют две модели психологических служб в образовании: психолого-медико-социальные центры помощи детям и подросткам по районам при районных отделах народного образования и психолог в образовательных учреждениях:

государственных и негосударственных образовательных учреждениях;

Проблемы психолога в негосударственных учреждениях:

а) продуманность концепции…(реалистичность и возможности), вальдорфские школы;

б) несогласованность программ обучения в параллелях и в потоках…(обучение в начальных классах по программе Давыдова и Эльконина, а в средней - по общеобразовательной программе; авторские и общеобразовательные программы);

в) преодоление проблем пребывания детей в замкнутом социальном пространстве большую часть времени (пансионы) - проблемы напряженности и жесткой иерархитизации отношений;

г) социально-психологические трудности внутри коллектива класса из-за малой наполняемости классов и неравномерного распределения способностей (проблема аутсайдеров, группировки внутри коллектива);

д) перенос родителями ответственности за успехи в учебной деятельности на коллектив учреждения…(в частных школах гораздо больше трудных детей);

е) обязательность психологического сопровождения всех детей учереждения… - диагностика, развивающие занятия, коррекционная работа (различия в понятиях ''психологическое сопровождение'' и ''психологическое обеспечение'');

дошкольных образовательных учреждениях;

школьных образовательных учреждениях;

специальных школах: художественная школа при академии художеств…;

гимназиях, школах с углубленным изучением иностранного языка;

учреждениях дополнительного образования (школы раннего развития, клубы, художественные, музыкальные, спортивные школы);

учреждения для социально незащищенных слоев населения (интернаты, детские дома, школы надомного обучения, школы для детей с задержкой психического развития...);

Примеры работы детских домов ''семейного типа'' и ''деревни SOS''(Герман Гмайнер - австрия), ''Бой- тауна''…

учреждения начальной профессиональной подготовки: лицеи, колледжи и институты.

Предпосылки и теоретические основания

возникновения психологической службы в школе.

Интерес к особенностям детской психики в связи с задачами обучения и воспитания отчетливо начинает проявляться в Новое время такими учеными-педагогами как Каменский, Локк Дж, Вивес Х

В 18 веке в связи с подъемом  экономической жизни и потребностью в новых формах образования появляется много работ, посвященных подробному описанию

психического развития ребенка (Тидеман 1787г.),

раскрытию индивидуальности в процессе воспитания (Руссо),

Похожие материалы

Информация о работе