Психогенетика: Материалы для самостоятельной работы (Содержание учебной дисциплины. Вопросы к итоговому контролю знаний. Семинарские и практические занятия по курсу дисциплины)

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

Кафедра психофизиологии и естественных наук

Материалы
для самостоятельной работы студентов
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Психогенетика»

по специальности 030301.65 (020400) «Психология»

г.Санкт-Петербург

2007


Рассмотрен и утвержден на заседании кафедрыпсихофизиологии и естественных наук

Протокол заседания кафедры  №____ от «____»________________ 2007 г.

Заведующий кафедрой д.б.н., профессор Батуев А.С.    ________________________

Разработчики – д.б.н ., профессор Лебедев А.А. _________________________

Рецензент- д.б.н ., профессор  Ляксо Е.Е.                        _________________________


Требования к уровню освоения знаний.

В результате освоения данной дисциплины студент должен:

·  знать основные методы современной психогенетики, их разрешающую способность и особенности применения психогенетического подхода в психологических исследованиях

·  знать коэффициенты наследуемости основных психических характеристик.

·  уметь выделять роль средовых и генетических факторов в формировании психических и психофизиологических свойств человека.

Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Что такое психогенетика

            Психогенетика (ПГ): определение, место в ряду смежных наук, предмет, цели и задачи. Особенности терминологии. "Психогенетика", "Социобиология", "Зоопсихология" и «Генетика поведения». Значение генетики для психогенетических исследований. «Психические» и поведенческие признаки. Индивидуальная изменчивость в ПГ. Роль наследственности и среды в формировании психологических характеристик. Дарвин о наследовании эмоций. Гальтон о наследовании интеллектуальных способностей. Методы исследований в ПГ. О субъективизме, антропоцентризме и антропоморфизме при проведении исследований.

Тема 2. Основы генетики: от гена к признаку

            Современная генетика о происхождении жизни. От неживой природы к макромолекулам - носителям генетической информации (ДНК, РНК, белки). Ген и его строение. Основные генетические понятия (ген, аллель, фен, генотип, фенотип, геном, диплоидность, доминирование и др.). Процесс реализации генетической информации, матричные процессы (транскрипция, трансляция). От гена к признаку. От макромолекул к клетке,  многоклеточным организмам, к сообществам и популяциям.

Тема 3. Формирование простых и сложных признаков, их наследование

            Понятие об элементарном признаке. Связь характера наследования признака со способами размножения организма и типами взаимодействия аллелей и генов в составе генома. Механизмы распределения генетической информации в потомстве: амитоз, митоз и мейоз, возникновение полового процесса.  Мендель и его работы. Качественные и количественные признаки. Понятие нормы реакции гена, экспрессивности и пенетрантности. Формирование признака в онтогенезе. Фенотип как результат взаимодействия генотипа и среды. Закономерности наследования признаков. Взаимодействие и плейотропные эффекты генов. Формирование сложных полигенных признаков. Различные способы классификации признаков. Поведение и поведенческие признаки.

Тема 4. Методы психогенетики

     Классические методы генетического анализа. Гибридологический метод. Селекционный метод. Моно- и дигибридные скрещивания, анализ получаемых результатов. Полигенные признаки. Значение корректной статистической обработки, методы верификации получаемых данных. Анализ качественных и количественных признаков. Понятие о репрезентативности выборки и достоверности устанавливаемых различий. Непараметрические и параметрические методы. Понятие о корреляционном анализе.  Современные методы молекулярно-генетического анализа.            Особенности человека как объекта психогенетических исследований. Ф. Гальтон и начало исследований на близнецах. Роль наследственности и среды в формировании признаков. Близнецовый метод и его разновидности. Развитие идей Гальтона (Симменс, Фершуер, Заззо).  Близнецовый метод, формула Хольцингера. Оценка доли наследственности и среды в формировании признака. Использование метода при изучении наследуемости интеллекта, темперамента, нейродегенеративных заболеваний и т. д. Сочетание близнецового метода с современными молекулярно-генетическими, биохимическими, электрофизиологическими и другими методами. Основные методы, применяемые в генетике и психогенетике человека (популяционный, близнецовый метод, генеалогический, наследование у приемных детей). Основные составляющие индивидуальной изменчивости. Коэффициенты наследуемости» оценки долей фенотипической дисперсии. Генетическая изменчивость, влияющая на поведение человека. Проблема интерпретации результатов, информативность психогенетических исследований и генетическое консультирование.

Практическое занятие 1. Применение методов классического генетического анализа и математической статистики в определении характера наследования некоторых признаков у человека.

Практическое занятие 2.  Применение современных методов генетики в психофизиологических исследованиях.

Похожие материалы

Информация о работе