Программа учебной дисциплины "Консультативная психология" (Содержание учебной дисциплины в модульном варианте. Вопросы к аттестации)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ОСТРОЕ ГОРЕ  – тяжелая, невозвратимая утрата кого-либо либо чего-либо, имевшая для человека витальный смысл.

ОСЛОЖНЕННОЕ ГОРЕ – приостановка и замедление работы горя, появление  сложности с интеграцией утраты и приобретением нового опыта.

ПОСТВЕНЦИЯ – система мер, направленных на преодоление психического кризиса и адресованных не только выжившему суициденту, но и его окружению.

ПАРАСУИЦИД – самоповреждения, впрямую не направленные на самоуничтожение, имеющие характер демонстративных действий (шантаж, получение каких-либо выгод). Парасуициды обычно не предусматривают смертельного исхода, но могут «переигрываться», приводя к нему. 

СУИЦИДАЛЬНАЯ ПОПЫТКА - сознательное стремление лишить себя жизни, которое по независящим от человека обстоятельствам (своевременное оказание помощи, успешная реанимация и т.д.) не было доведено до конца.

СУИЦИДАЛЬНОЕПОВЕДЕНИЕ - аутоагрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно направленные на лишение себя жизни из-за столкновения с невыносимыми жизненными обстоятельствами. Фактор намеренности или предвидения смерти отличает  суицид от схожих с ним форм поведения, относящихся к несчастным случаям.

ПТСР возникает после психической травмы, выходящей за пределы обычного человеческого опыта, и причиняющей интенсивные страдания человеку. Психическую травму могут вызвать природные (землетрясения, наводнения) или ноогенные катаклизмы (пожары, ДТП, перестрелки, пытки, нападения, изнасилования, похищение террористами, насилие над ребенком и.т.д.). Жертвами психической травмы могут быть свидетели или активные участники.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Семинарские и практические занятия:

МОДУЛЬ 1: Концептуальные основы психологического консультирования

Семинарское занятие к теме «Концептуальные основы психологического консультирования» 

Вопросы для обсуждения:

1.  Цели и задачи психологического консультирования.

2.  Современные представления об основных задачах психологического консультирования в разных психологических школах. 

3.  Психодинамический (психоаналитический) подход.

4.  Когнитивно-бихевиориальный подход.

5.  Область применения психологического консультирования.

Рекомендуемая литература:

1.  Мастерство психологического консультирования/под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной.-СПб, Речь, 2006. -240с.

2.  Мэй Ролло Искусство психологического консультирования.-М., Апрель пресс, 2001.- 256 с.

МОДУЛЬ 2. Методология и принципы  консультативной работы

Практическое занятие 3 к теме «Методология и принципы  консультативной работы»

Получение навыков основных стадий консультативной беседы

1. Стадия установления контакта и выявления первичного запроса клиента. Демонстрация преподавателем.  Обсуждение. Анализ. Отработка навыков данной техники в тройках с последующим обсуждением и анализом.

2. Стадия ориентации в позиции клиента. Работа с проблемным пространством. Сбор материала на основании техник активного слушания. Демонстрация. Обсуждение. Анализ. Отработка навыков данной техники в тройках и на группе с последующим обсуждением и анализом.

3. Стадия выявления вторичного запроса и заключение психологического контракта.  Демонстрация. Обсуждение. Анализ. Отработка навыков данной техники в тройках и на общей группе с последующим обсуждением и анализом.

Семинарское занятие к теме «Стадии консультационного процесса»

Вопросы для обсуждения.

1.  Понятие проблемного пространства.

2.  Психологический контракт.

3.  Понятие «присутствия». 3 аспекта присутствия.

4.  Ловушки консультирования. Треугольник спасательства.

Рекомендуемая литература:

1.  В.Ю. Меновщиков Введение в психологическое консультирование.-М.:Смысл – 2002

2.  Немов Р.С. Основы психолгического консультирования.-М, Владос, 1999.-528с.

МОДУЛЬ 3. Психологическое консультирование кризисных ситуаций

Практическое занятие 4 к теме «Психологическое консультирование кризисных ситуаций»

Подготовить доклад к лекциям по темам:

  1. Основные принципы и тактика консультанта при работе с кризисом.
  2. Забота консультанта о себе в процессе консультирования кризисных ситуаций.
  3. Трехстадийная модель кризисной эрозии – как основной метод работы

Похожие материалы

Информация о работе