План проведения лекции и семинара по теме: "Я-образ"

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ребенка после рождения и до четырехмесячного возраста какой - либо реакции на зеркало не наблюдается. С четвертого месяца жизни он начинает обращать внимание на свое зеркальное отражение и постепенно узнавать в нем себя и своих родителей, улыбаться им.

Таким образом, внешность, особенно лицо человека, его мимика, чутко нами воспринимаются, чаще всего подсознательно, предоставляя весьма важную информацию о человеке. Из опытов совершенно определенно следовало, что в сознании существует расхождение между истинным и воспринимаемым образом. Причем с возрастом оно увеличивается. Причина в том, что по мере взросления человека формируется внутренний идеальный образ собственного лица. Поэтому факт внесения испытуемыми поправок, искажений в проецируемые изображения и объясняется безотчетным подсознательным стремлением подогнать их под свои представления.

Строго говоря, настоящего своего лица в зеркале человек практически не видит. Готовясь рассматривать себя в зеркале, мы невольно принимаем определенную позу, как бы готовимся увидеть «себя». В результате у нас меняется выражение лица, теряется его непосредственность и непринужденность. Мы бессознательно подстраиваемся под «свой образ».

В этих ситуациях происходит неожиданная встреча человека со своим вторым «Я», которая не всегда может вызывать чувство внутреннего удовлетворения. Зеркало, действительно, время от времени, «улавливает» изменяющуюся (внешнюю и внутреннюю) составную часть нашего «Я», «шокируя» другую, пожизненно неизменяемую составляющую нашей личности.

Отчужденное и даже явно враждебное отношение к своему зеркальному двойнику нередко имеет место в трудных состояниях: одиночество, бессонница, алкогольное опьянение. В случае сочетания этих или подобных условий могут возникать беспокойство, тоска, чувство безысходности, галлюцинации. Очень точно описано это состояние в поэме Сергея Есенина «Черный человек»:

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Я не видел, чтобы кто-нибудь Из подлецов Так ненужно и глупо Страдал бессонницей.

Общение с самим собой в этом трудном состоянии в виде внутреннего диалога формирует и галлюцинаторного оппонента — «черного человека», с которым поэт общается как с посторонним, ведущим себя самостоятельно, активно и все более вызывающе: «на кровать садится», «спать не дает» и т.п., то есть как с реальным человеком.

Постепенно назревает даже конфликтная ситуация, которая заканчивается эмоциональным взрывом:

Я взбешен, разъярен.

И легит моя трость Прямо к морде его,

В переносицу.

Звон разбитого стекла приводит к полному восстановлению нормальных привычных связей с миром, к трезвой оценке ситуации:

...Месяц умер,

Синеет в окошке рассвет. Ах ты, ночь!

Что ты, ночь, наковеркала? Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один...

И разбитое зеркало...

Таковы основные моменты общения человека с самим собой помощью реального физического зеркала. Но нас больше интересует, плане нашего исследования, другое зеркало — зеркало психическое, которое существует внутри нас и отражает совсем другую «физиономию», глубинные черты нашего внутреннего мира, нашего «Я», раскрывающего причины и истоки социально - нравственного нашего лица.

•   Развитие    и    совершенствование    рефлексии    как    индивидуального «психического зеркала»

Исторически развитие рефлексии у человека сравнимо с основными моментами ее развития каждого из нас. Активное внимание, удерживаемое на начальных этапах преимущественно внешним миром, постепенно с расширением человеческой деятельности, все более часто

Похожие материалы

Информация о работе