Методика преподавания психологии: Материалы для самостоятельной работы (Содержание дисциплины. Вопросы к итоговому контролю знаний. Задания для самостоятельной работы)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

Факультет прикладной психологии

Кафедра педагогической психологии

МАТЕРИАЛЫ 
ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Методика преподавания психологии»

по специальности  030301.65 (020400) «Психология»

г.Санкт-Петербург

2007


Рассмотрены и утверждены на заседании кафедрыпедагогической антропологии

Протокол заседания кафедры  №____ от «____»________________ 2007 г.

Заведующий кафедрой д.пед.н., проф. Гинецинский В.И.        _____________________

Разработчики – к.пед.н., доцент Жукова В.П.                             _______________________


1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

у студентов должны быть сформированы основные представления о специфике психологического знания, о возможностях использования психологического знания для повышения результативности учебного процесса, умения проектировать на основе психологического знания различные формы обучения психологии, виды взаимодействия  в системах типа: «преподаватель-студент», «учитель – ученик», «консультант – клиент», умения проверки и оценки результативности деятельности субъектов образовательного процес

2. Содержание дисциплины.

Модуль I. Общие вопросы методики преподавания психологии

Тема1. Учебная дисциплина как система педагогически адаптированного знания

Предмет, цели, задачи учебной дисциплины «Методика преподавания психологии». Психология как отрасль социогуманитарниго знания. Специфика психологического знания. Многообразие видов психологического знания. Параметры психологического знания. 

Тема 2. Учебная дисциплина как система видов совместной взаимосвязанной познавательной деятельности.

Учебная деятельность. Факторы успешности учебной деятельности. Профессионально-педагогическая деятельность. Стили профессионально-педагогической деятельности. Система форм организации учебного процесса. Методы обучения психологии. Психологические аспекты выбора  методов воспитания. Консультативно-профилактическая работа в процессе преподавания психологии.

Тема 3. Учебная дисциплина как образовательная программа.

Образовательный стандарт. Образовательная программа. Образовательный модуль. Образовательная стратегия. Подходы к разработке образовательного стандарта.

Модуль II. Методические аспекты проблемы определения предметной области психологии и антропологический подход к её модульно-тематическому структурированию.

Тема 4. Методические аспекты изучения темы «Предмет психологии».

Экстернально-имплицитный подход к определению предмета психологии. Интернально-имплицитный подход к определению предмета психологии. Эксплицитный подход к определению предмета психологии. Экстериоризация, интериоризация: векторы психически опосредованной активности.

Тема 5. Методические аспекты темы «Человек как предмет психологии».

Система индивидных качеств человека. Система  личностных качеств человека. Система субъектных качеств человека. Система универсных качеств человека. Система индивидуумных качеств человека. Проблема периодизации возрастного развития человека и учета возрастных особенностей субъектов образовательного процесса.

Модуль III. Методические аспекты изучения интегративных механизмов психики.

Тема 6. Методические аспекты изучения темы «Темперамент».

Различные теоретические подходы к объяснению природно-биологической обусловленности поведения человека. Процедуры самоидентификации темпераментного типа. Меланхолик, флегматик, холерик, сангвиник, циклотимик, шизотимик, иксотимик, церебротоник, соматотоник, висцеротоник. Проявление темпераментных особенностей в поведении преподавателя и студента, учителя и ученика.

Тема 7. Методические аспекты изучения темы «Личность».

Личность как инвариант многообразия социальных ролей, функций и статусов. Базисные типы личности. Общение. Социальная роль. Социальный статус. Интернал, экстернал. Личностные девиации. Личность студента. Личность преподавателя.

Тема 8. Методические аспекты изучения темы «Контактные социальные общности».

Параметрическая характеристика контактной социальной общности (КСО). Типы КСО. Обусловленность проявления личностных качеств уровнем развития КСО.

Тема 9. Методические аспекты изучения темы «Характер».

Характер. Базисные типы характера. Деятельность. Характерологические акцентуации. Процедуры характерологической самоидентификации. Экстрапунитив. Интрапунитив. Проявление характерологических особенностей в деятельности преподавателя и студента.

Тема 10. Методические аспекты изучения темы «Сознание».

Сознание, подсознание, надсознание, самосознание. Профессиональное самосознание преподавателя. Оценка и самооценка. Базисные типы сознания. Типы ментальности. Виды нарушения сознания. Интроспекция, рефлексия, медитация, трансценденция.

Модуль IV. Методические аспекты изучения парциальных механизмов психики.

Тема 11. Методические аспекты изучения темы «Эмоции».

Эмоция, чувство, настроение, аффект. Эмоциональная ригидность, эмоциональная лабильность. Алекситимия. Потребности, прототипические ситуации. Стенические, астенические эмоции. Роль эмоций в регуляции учебной деятельности.

Тема 12. Методические аспекты изучения темы «Интеллект».

Сенсорная организация человека. Аудиал. Визуал. Кинестетик. Формы презентации учебного материала. Перцепция: предметность, целостность, константность. Иллюзии. Агнозии. Мышление: конкретное, абстрактное, образное, безобразное. Понимание. Когнитивный диссонанс, когнитивный консонанс. Дивергентное, конвергентное мышление. Память: долговременная, оперативная, кратковременная. Забывание, узнавание. Тестирование интеллекта. Интеллектуализм в образовании.

Тема 13. Методические аспекты изучения темы «Воля».

Воля, волюнтаризм. Мотив. Принятие решения. Уровень притязаний. Мотив достижения цели, мотив избегания неудачи. Фрустрация. Синергетические и реципроктные отношения между когнитивными и конативными процессами. Параметры аттенционной функции.

Тема 14. Методические аспекты изучения темы «Воображение».

Воображение, мечта, фантазия. Креативная функция. Конформизм, нонконформизм, творчество. Синергетические и реципроктные отношения в системе парциальных механизмов психики и задачи регуляции образовательного процесса.

3. Вопросы к итоговому контролю знаний

1.  Понятие учебной дисциплины.

2.  Многообразие видов психологического знания.

3.  Факторы успешности учебной деятельности.

4.  Структура профессионально-педагогической деятельности.

5.  Методы обучения и их классификация.

6.  Методы воспитания и их классификация.

7.  Стратегии консультативно-профилактической работы.

8.  Понятие образовательного стандарта.

9.  Подходы к разработке образовательного стандарта.

10.  Система форм организации учебного процесса.

11.   Экстернально-имплицитный подход к определению предметной области психологии.

12.  Интернально-имплицитный подход к определению предметной области психологии.

13.  Эксплицитный подход к определению предметной области психологии.

14.  Система индивидных признаков человека.

15.  Система личностных качеств человека.

16.  Система субъектных качеств человека.

17.  Система универсных качеств человека.

18.  Система индивидуальных качеств человека.

19.  Проблема периодизации возрастного развития человека.

20.  Учет возрастных особенностей в организации образовательного процесса.

21.  Понятие темперамента. Подходы к объяснению темпераментной принадлежности.

22.  Роль темпераментных факторов в организации учебного процесса

Похожие материалы

Информация о работе