Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии

Страницы работы

51 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Успенского «Фрагменты неизвестного учения» излагается кон­цепция эволюции человека путем восхождения по уровням развития. Таких уровней он насчитывает по меньшей мере семь.

Уровни развития человека:

-  уровень физического тела. Центр тяжести психической жизни такого индиви­да лежит в двигательном центре. Этот человек руководствуется в жизни инстинктами и механически заученными стереотипами.

-  уровень эмоций. Это человек, у которого эмоциональная функция имеет пере­вес над всеми прочими.

-  уровень интеллекта. Мыслительная функция у такого человека преобладает над двигательной, инстинктивной и эмоциональной функциями; это человек рассудка, который ко всему подходит с точки зрения теорий и умственных соображений.

Каждый человек от рождения обладает одним из этих трех исходных уровней.

Следующего, более высокого уровня можно достичь только в результате спе­циальных усилий и только в рамках групповой работы с наставником. На этом уровне человек уже начинает познавать себя, начинает понимать, куда он должен двигаться. Его психические центры - физический, эмоциональный и интеллектуальный - уже на­чали приходить в состояние гармонического равновесия. Однако существуют и более высокие уровни развития, к которым следует стремиться, чтобы обрести самого себя и раскрыть весь свой потенциал.

Целью человека, который начинает работу в группе, должно быть самоизуче­ние. Работа по самоизучению может протекать только в правильно организованных группах. Человек в одиночестве не может увидеть себя. Но когда несколько человек объединились с такой целью, они даже невольно будут помогать друг другу. Это об­щая черта человеческой природы: человек лучше видит чужие недостатки, чем свои собственные. В то же время на пути самоизучения он узнаёт, что и сам обладает всеми теми недостатками, которые находит у других. Однако есть множество вещей, кото­рые в себе он не видит, но замечает у других. Таким образом, другие члены группы служат ему зеркалами, в которых он видит себя. Но, конечно, чтобы видеть себя в чу­жих недостатках, а не просто видеть чужие недостатки, человек должен быть очень внимательным к себе и глубоко искренним.

Правила групповой работы, обязательные для всех участников, необходимы, хотя они могут казаться не слишком лёгкими, приятными или удобными. «Наоборот, они должны быть трудными, неприятными и неудобными, иначе они не будут отве­чать своей цели. Правила- это будильники, которые будят спящего» .

' П. Д. Успенский. В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения. - Издательство Чернышева. СПб., 1992

Григорьев 7


В приведенном фрагменте можно увидеть по крайней мере два принципиаль­ных момента, основополагающих для современных представлений о практике группо­вого тренинга: концепцию личностного роста и концепцию обратной связи. С совре­менными представлениями расходится, однако, роль ведущего группы. Вслед за Гурджиевым Успенский ставит ведущего в позицию Учителя, непререкаемого автори­тета, «гуру». В подавляющем большинстве современных подходов роль ведущего тре-нинговой, психокоррекционной или психотерапевтической группы ограничивается ответственным участием в совместной работе, фасилитацией и технологической ком­петентностью. Харизматичность профессионального лидера в группе считается со­вершенно необязательной и даже вредной, так как это препятствует свободной само­реализации участников и может привести к их личной зависимости от лидера. Обяза­тельная харизматичность лидера является характерным признаком так называемых «тоталитарных» сект и учений - вроде дианетических (сайентологических) групп по­следователей Рона Хаббарда, или китайского движения "Фалуньгун", или японской секты «Аум Сенрикё». Начиная с 90-х годов прошлого века новые или нетрадицион­ные религиозные движения явили целую череду «живых богов» и в нашем отечестве: группы Порфирия Иванова, «виссарионовцы», Белое Братство Цвигун (Мария Дэви Христос), группы Григория Грабового и т.п.

Григорьев 8

Западная практика групповой работы

Согласно обзору практик групповой работы в США (1991г., институт Гэлла-па)1:

40% всех американцев от 18 лет и старше посещают малые

Похожие материалы

Информация о работе