История психологии: Материалы для самостоятельной работы (Требования к уровню освоения содержания курса. Содержание курса. Вопросы для подготовки)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

Факультет прикладной психологии

Кафедра психологического консультирования

Материалы
для самостоятельной работы для студентов
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«история психологии»

по специальности  030301.65 (020400) «Психология»

г.Санкт-Петербург

2007


Рассмотрен и утвержден на заседании кафедрыпсихологического консультирования

Протокол заседания кафедры  №____ от «____»________________ 2007 г.

Заведующий кафедрой к.пс.н., доцент Тонконогий В.И.________________________

Разработчик –                                                                      _________________________


1. Требования к уровню освоения содержания курса.

В качестве критериев освоения содержания курса выступают психологические воззрения отдельных ученых, а при подготовке к зачетам и экзаменам студентам необходимо ориентироваться на следующие требования:

-  уметь относительно полно характеризовать основные положения, психологические понятия, главные принципы и проблемы в рассматриваемых психологических теориях, научных направлениях и школах;

-  уметь выявить связь психологических взглядов мыслителей с общим мировоззрением эпохи;

-  видеть исторические и научные предпосылки возникновения и развития рассматриваемых  психологических концепций;

-  устанавливать связь рассматриваемых психологических идей, течений и школ с предшествующими психологическими воззрениями;

-  давать общую научную и критическую оценку той или иной психологической теории или концепции как с точки зрения их новизны, так и в соотношении с современными им психологическими воззрениями.

Изложенные требования являются, по сути, общим планом ответа на большинство вопросов, выносимых на экзамен или зачет по истории психологии. Их выполнение предполагает хорошее знание фактического материала, овладение основными философскими и психологическими понятиями, правильное их применение.

2. Содержание курса

Содержание дисциплины представлено в 4 разделах, отражающих развитие психологических воззрений в хронологическом порядке от античности до второй половины ХХ столетия. Изучение курса целесообразно осуществлять в соответствии со следующей периодизацией.

Первый период (раздел 1) – развитие представлений о душе в недрах философии от античности до первой половины Х1Х столетия.

Второй период (раздел 2) – становление психологии как самостоятельной науки. Этот период включает в себя: предпосылки возникновения психологии, складывающиеся преимущественно в недрах естествознания; появление первых концепций психологии как науки (В.Вундт, Ф.Брентано, И.Сеченов); основные направления первых экспериментальных, прикладных и теоретических исследований в психологии.

Третий период (раздел 3) – развитие психологии с начала ХХ в. до 1930-х гг. Начало периода соответствует выделению в психологии ряда школ и направлений, развивающихся преимущественно независимо друг от друга. Конец периода – распад или трансформация этих направлений, взаимопроникновение идей.

Четвертый период (раздел 4) – развитие  психологии  после 1930-х гг. Объективным основанием для выделения этого периода являются социальные и экономические потрясения, характерные для 1930-1940-х гг, связанные с ними разочарования в технократических идеалах индустриального общества, интеграционные процессы в социально-культурном плане. Следствием для психологии была интеграция ряда направлений, ориентация на гуманистические идеалы, возникновение новых направлений.

Введение

Предмет, значение и актуальные задачи истории психологии. Роль истории психологии в современной психологической науке. Проблема периодизации. Основные этапы развития психологических воззрений: в рамках философии; в недрах естествознания и с момента оформления психологии в самостоятельную науку.

РАЗДЕЛ   1. ПСИХОЛОГИЯ В НЕДРАХ ФИЛОСОФИИ – ОТ АНТИЧНОСТИ ДО Х1Х В.

Тема 1. Представления о душе в древности

Мифологические представления о природе души. Представления о душе ранних натурфилософов Древней Греции: Милетская школа, Гиппократ, Демокрит. Обоснование интроспекции как познавательного принципа у Сократа. Учение об идеях и природе души у Платона. Аристотель о душе как форме живых тел. Платон и Аристотель о процессе познания. Психологические воззрения стоиков.

Тема 2. Развитие психологии в средневековье

Общая характеристика эпохи зарождения Христианства, догматы веры

Похожие материалы

Информация о работе