Генетика интеллекта (Соотношение между врожденными компонентами и обусловленными влиянием среды)

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Генетика интеллекта

Не каждая серая масса имеет что-то общее

с мозгом. (с) С.Е.Лец                                          

Поскольку человек наделен разумом, естественно,

что бывают и обделенные. (с)                                  

Ранее уже упоминалось, что интеллект обусловлен и генетическими причинами. Какое же соотношение существует между врожденными компонентами и обусловленными влиянием среды?

Наиболее подходит здесь рассмотрение интеллекта при помощи двухфакторной неортогональной модели, согласно которой генетическая и средовая составляющие интеллекта рассматриваются во взаимосвязи [11].

Единственно возможным способом исследования в этом направлении является сравнительный анализ интеллекта близких родственников, особенно монозиготных и дизиготных близнецов. Так, у монозиготных близнецов генотип идентичен, следовательно, любые различия в измеренных у них психологических способностях теоретически должны быть обусловлены влиянием окружающей среды (или взаимодействием между наследственностью и средой).

Полученные результаты свидетельствуют об однозначной корреляции общих способностей от наследственности, в первую очередь - вербальной составляющей. Специальные субфакторы интеллекта зависят от генотипа значительно слабее и детерминируются преимущественно влиянием среды.

Что особо интересно, проведенные исследования [11,12] свидетельствуют об однозначной корреляции развития интеллекта у родителей и детей, причем, как у биологических родителей, так и у приемных. Таким образом, влияние родителей на интеллект воспитываемых ими детей обусловлено и генетическими факторами, и влиянием среды в семье - с возрастом связь между показателями интеллекта у детей и их родителей возрастает1, так потенциальный интеллект генетически близок, а здесь еще и дополняется средовыми факторами.

При этом обнаружен пик влияния на интеллект ребенка, которых приходится на возраст 5-7 лет. Таким образом, очевидно, что интеллект ребенка однозначно зависит как от генетической полноценности2 родителей, так и от его воспитания в семье. К семилетнему возрасту, когда ребенка отдают в школу для обучения, наиболее благоприятное время для развития его интеллекта уже упущено3.

Человеческий мозг насчитывает примерно 1.4 миллиарда клеток, но у новорожденного они практически еще не задействованы4. Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между его клетками формируются связи для того, чтобы откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Этот процесс очень напоминает работу транзисторов в чипах компьютера. Каждый отдельный транзистор несущественен сам по себе: только соединенные в единую систему, они функционируют как микросхема. Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, - это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70-80% таких соединений. Кора головного мозга еще практически не работает, вся информация, получаемая ребенком закладывается в подкорковые зоны, т.е. в подсознание. Этот процесс можно сравнить с впитыванием воды губкой. Поэтому, например, если родители будут разговаривать, скажем, на двух языках в присутствии ребенка, шанс того, что он сможет впоследствии овладеть этими языками, существенно повышается (это не касается умственно отсталых детей). Кроме того, все слова, произносимые родителями, должны четко выговариваться, ибо ребенок все их бессознательно запоминает. В действительности же многие мамаши используют так называемый "язык нянь", в духе "пи-пи", "а-а", "гав-гав", "ням-ням" и т.д., что соответственно сказывается на интеллектуальном развитии. И вообще, грубо говоря, словарный запас родителей со временем становится словарным запасом ребенка.

Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие способности разума, как мышление и творчество, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться работать с программой, требующих значительных ресурсов, на примитивном компьютере. [13]

В настоящее время оценка соотношения биологических и средовых факторов в формировании интеллекта колеблется у разных авторов, например, 70% на биологический (генетический) интеллект, 30% на средовые факторы (Айзенк, [14]); или генетический интеллект - 45%, средовой - 35%, взаимодействие между ними - 20%. (Годфруа, [15]). В целом же "результаты большинства надежных измерений интеллекта позволяют говорить о 50-60%-ном уровне наследуемости фактора общих способностей, хотя в ряде работ получены более высокие показатели" [12].

Похожие материалы

Информация о работе