Методические указания самостоятельного изучения учебной дисциплины "Методы очистки и контроля качества вод", страница 2

1. Применение сульфата окисного железа в качестве коагулянта при осветлении питьевой воды

Студент должен знать, что сульфат окисного железа обладает хорошими коагулирующими свойствами и может применяться при водоподготовке как коагулянт. Однако его применение при очистке питьевой воды требует соблюдение определенных общесанитарных условий, предъявляемых к коагулянтам. По данному вопросу следует написать реакцию гидролиза сульфата железа окисного в воде, рассчитать дозу соли, учитывая щелочность раствора. Сравнить действия Fe2(SO4)3   и Al2(SO4)3 в качестве коагулянтов.

Рекомендуемая литература [1,7,8].

Вопросы для самоконтроля.

1. Дать определение коагуляции.

2. Какие химические вещества используются в качестве коагулянтов.

2. Очистка сточных вод от соединений серы

Следует обратить внимание, что очистка сточных вод, содержащих вместе с различными органическими веществами неокисленные минеральные соединения серы, имеет большое значение в деле защиты водоемов от загрязнения.  В стоках, как правило, содержится сульфаты, сульфиды, сульфиты и тиосульфаты, на разложение которых в водоеме требуется большое количество растворенного воде кислорода. Применение химических и физико-химических методов, направленных на удаление сернистых соединений, не приводит к обезвреживанию серусодержащих сточных вод до состояния, допускающего их сброс в водоем по санитарным правилам. Был предложен метод биохимической очистки. Необходимо обратить внимание на ход развития бактерий в сточной воде, а также на необходимость разбавления сточной воды.

Рекомендуемая литература [1,7,8].

Вопросы для самоконтроля.

1.  Конечным продуктом окисления соединений серы являются- ?

2.  Какой тип бактерий доминирует в микрофлоре.

3.   Чем вызвана необходимость в разбавлении сточных вод.

3.  Разрушение устойчивых водных эмульсий органических веществ

Следует помнить, что при различных технологических процессах могут образовываться устойчивые эмульсии сложного состава. Их устойчивость может вызываться большим содержанием щелочи и поверхностно-активных веществ. Основным фактором устойчивости эмульсий является структурно-механический барьер на межфазной поверхности. Наличие данного барьера может привести к практически безграничному повышению устойчивости. Такими свойствами обладают природные эмульгаторы, а также мылоподобные соединения, смолы и т.д., которые концентрируясь на границе раздела фаз, способны понижать поверхностное натяжение. При изучении данной темы следует обратить внимание на такие способы разрушения эмульсий как отстаивание, центрифугирование, флотация и т.д., особенно на метод разрушения с помощью химических реагентов.

Рекомендуемая литература [1,7,8].

Вопросы для самоконтроля.

1. Определение эмульсии.

 2. Назовите способы деэмульгирования.

3. Флотация – это…..

4. Назовите реагенты, используемые для разрушения эмульсий.

4. Возможности ИК-спектрометрии в решении задачи идентификации нормируемых органических примесей

Студентам следует знать, что среди множества физико-химических методов анализа ИК-спектрометрия занимает особое место. Этот метод используется для идентификации органических соединений. Высокая эффективность метода связана с его избирательностью: как известно, не существует двух разных по строению соединений, имеющих одинаковый ИК-спектр, кроме оптических изомеров. Кроме того, этот метод позволяет определить класс, к которому относится неизвестное органическое вещество, если не удается идентифицировать его полностью. По данному вопросу следует обратить внимание на сложность определения органических примесей, содержащихся в природных и сточных водах, на способы выделения отдельных соединений, такие как экстракция.