Вопросы № 1-30 к итоговому контролю знаний (зачету) по дисциплине «Психология общения» (Проблема общения в психологических исследованиях. Понятие «коммуникативная компетентность» и «психологическая культура общения»)

Страницы работы

Содержание работы

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

Вопросы к зачету

1.  Проблема общения в психологических исследованиях. Определение общения как
психологического явления и процесса.

2.   Соотношение понятий: общение  и деятельность; общение и коммуникация;
общение и отражение.

3.  Роль общения в онтогенезе.

4.  Филогенез общения и его роль в развитии человека как социального субъекта.

5.   Структура общения: компоненты общения, подходы  к классификации видов
общения.

6.       Вербальные   средства   общения.    Речь, как   основное   средство   передачи
информации в процессе коммуникации.

7.  Виды речевой деятельности. Речевые явления /литературный язык, разговорный
язык, диалекты, жаргоны/.

9.  Невербальные средства общения и их роль в процессе взаимодействия людей
друг с другом.

10.  Функции общения как особой формы человеческой деятельности.

11.  Влияние ролевых позиций на общение. Теория Э.Берна, анализ трансакций в общении.

12.  Стадии общения, их психологическая характеристика.

13.  Основные закономерности формирования первого впечатления о партнере по общению. Влияние самоподачи на первичное восприятие партнера по общению.

14.  Стереотипы восприятия партнера по общению. Ошибки восприятия партнера по общению.

15.  Влияние   механизма   каузальной   атрибуции   на   восприятие   партнера   по общению.

16.  Эмпатия,   идентификация   и   социально-психологическая   рефлексия      как механизмы восприятия субъектов общения.

17.  Взаимопознание партнеров по общению (цели и способы).

18.  Коммуникация - стадия обмена знаниями, мыслями и чувствами.

19.  Законы взаимовлияния в процессе коммуникации.

20.  Авторитет как барьер общения и способы его преодоления.

21.  Избегание как барьер общения и способы его преодоления:

22.  Фонетический уровень непонимания и способы его преодоления.

23.  Семантический уровень непонимания и способы его преодоления.

24.  Стилистический уровень непонимания :: способы его преодоления.

25.  Логический уровень непонимания и способы его преодоления.

26.      Социально-психологическая технология ведения диалога. Приемы
аргументации.

27.  Техники слушания и обратной связи.

28.  Формы взаимоотношений и их классификация.

29.  Современные подходы к выделению уровней/стилей общения. Специфика протекания стадий общения в зависимости от его уровнен и личностных особенностей коммуникаторов.

30.  Понятие «коммуникативная компетентность» и «психологическая культура общения». Современные методы формирования психологической культуры общения.

ПОРТФОЛИО

Создать ПОРТФОЛИО - сборник материалов по одной теме, подобранных из разных источников.

Цель подготовки портфолио - формирование умений отбирать, систематизировать и анализировать информацию

по теме психология общения из разных источников знаний.

Задачи:

1.  Представить теоретический анализ темы (определения, концепции, технологии).

2.  Сделать обзор последних эмпирических исследований по избранной теме.

3.  Найти проблемные аспекты избранной темы и, опираясь на эти проблемные вопросы, составить анкету для изучения общественного мнения по теме, а также мнения специалистов.

4.  Проанализировать результаты анкетирования.

5.  Предоставить фрагмент коррекцинной работы по данной проблеме.

6.  Представить газетные публикации, отражающие данную проблему в реалиях событий настоящего дня.

7.  Проиллюстрировать избранную тему фотографиями, рисунками, схемами.

8.     Сослаться на художественные произведения, кинофильмы, отражающие данную проблематику.
Оборудование: пластиковая папка с примерно 10 конвертами, в каждый из которых вкладывается информация из
отдельных источников знаний.

Источники знаний*:

1.  научная литература (монографии, тезисы конференций)

2.  справочная литература (словари, энциклопедии)

3.  научные журналы («Психологический журнал», «Вопросы психологии»...)

4.  учебная литература

5.  методическая литература

6.  интернет

7.  художественная литература

8.  газеты, популярные журналы

9.  интервью со специалистом

10.  общественное мнение

11.  собственное

мнение

Ход работы:

1.  Выбрать тему для портфолио, опираясь на список предложенных тем.

2.  Прочитать монографию по теме и написать к пей комментарии.

3.  Пользуясь справочной литературой (справочники, словари, энциклопедии), составить словарь ключевых терминов. Кратко и четко определить основные термины. Поощряется сравнение определений ключевого термина, полученных из различных источников.

4.  Прочитать соответствующие параграфы учебника и сделать по нему краткий конспект на листе формата А4.

5.  Подобрать графики, диаграммы, рисунки, фотографии, карты и другой иллюстративный материал (минимально пять), коротко описать, что па них изображено. В табличной форме представить современный статистический материал и провести его анализ. Сделать ссылки па первоисточники.

6.  Найти в психологических журналах научные статьи, посвященные исследованиям по данной проблеме и кратко прокомментировать их.

7.  Составить вопросы, проинтервьюировать специалиста и записать текст интервью.

8.  Составить анкету (10 вопросов), провести опрос обшественного мнения (10 человек) по проблеме, обработать результаты и представить в табличной и графическом форме.

9.  Подготовить каталог упражнений направленных на коррекцию данной проблемы в условиях тренинговой работы (минимум 5 ).

10.  Описать художественное решение избранной проблеме, ссылаясь на художественную литературу, кинофильм, пьесу.

11.  Приложить статью из газеты, журнала, в которой па конкретном примере освещается данная проблема 12.   12. Написать эссе - собственный взгляд па проблему.

Примечание   по каждому используемому источнику информации должна быть приведена подробная ссылка (например, автор, название, издательство, место и год издания, номера страниц.

* Источников должно быть не менее 5.   Тему можно предложишь свою в рамках психологии общения.

ПРИМЕРНЫЙ перечень тем*

1.  Проблема общения в психологических исследованиях

2.  Соотношение понятий общение и деятельность.

3.  Роль общения и онтогенезе.

4.  Речь как попонное средство передачи информации и процессе коммуникации

5.  Невербальные средства общения

6.  Психологическая характеристика процесса общения

7.  Закономерности формирования первого впечатления о партнере по общению

8.  Ошибки восприятия партнера по общению

9.  Механизмы влияния в процессе коммуникации

10.  Манипуляции в ледовом взаимодействии
1 I. Барьеры в общении.

12.  Убеждающая коммуникация.

13.  Влияние гендерных особенностей на эффективность общения.

14.  Психологическая культура общения.

15.   Стили общения.

Похожие материалы

Информация о работе