Методические указания с контрольными заданиями по курсу «Эксплуатация и обслуживание машин», страница 6

Особенности  технического  обслуживания   безрельсового транспорта. Подготовка к пуску и запуск в работу машины.  Рекомендации  по обслуживанию машины во  время ее движения.  Правила  выполнения  торможения и остановки машины.  Случаи  аварийного торможения  машин.

Обслуживание  конвейеров  и их санитарная  обработка. Контроль за работой   подшипников и цепных передач.  Предварительная проверка конвейера. Регулировка, наладка и подготовка конвейера к пуску.

Вопросы  для самопроверки

4.1. В чем отличие технического обслуживания  оборудования от его эксплуатации?

4.2. Виды  технического  обслуживания  оборудования.

4.3. Составляющие  периодического  обслуживания.

4.4. Из каких операций состоит периодическое  обслуживание?

4.5. Виды работ,  выполняемые при межремонтном  обслуживании.

4.6. Какие  работы  связаны с межремонтным  обслуживанием?

4.7. Структура межремонтного  цикла и цель его соблюдения.

4.8. Цель планово-предупредительных  ремонтов.

4.9. Особенности технического обслуживания и эксплуатации безрель-сового  транспорта.

4.10. Особенности  технического  обслуживания  ленточных   конвейеров.

Y. Смазка машин и оборудования

Износ деталей  трения и защита от него. Виды трения. Четыре типа смазочных материалов. Периодичность смазки и факторы  влияющие  на ее необходимость. Отличие масел от смазки. Показатели, характеризующие  свойства  масел. Достоинства и недостатки  смазочных материалов. Классификация, маркировка и физико-химические свойства смазочных  материалов. Условия выбора  масел. Расчет  расхода  смазочных   материалов.  Особенности  подбора смазки для подшипников. Способы  смазки и устройства для их обеспечения. Отличие  индивидуальной и централизованной смазки. Типы устройств  для  смазки  различных узлов и механизмов. Транспортирование и хранение  смазочных  материалов.

Литература: (2), стр. 203…205; (4) 76…79; (5) стр. 56…78; (7), стр.40…45.

Методические   указания

Неисправности и неполадки в машинах. Их возникновение. Регулярная и правильная смазка  трущихся  поверхностей  это основное условие защиты  деталей от износа. Виды  трения  и  от  чего они зависят. Уменьшение трения – это залог  снижения  износа. Четыре типа  смазочных  материалов. Отличие   масел  от смазок. Зависимость вязкости  консистентных   смазок от температуры. Показатели, характеризующие эксплутационные  свойства масел. Вязкость  масел как  важнейший  показатель качества. Виды  вязкости и показатели, которыми они характеризуются.

Эксплуатационные показатели минеральных масел. Использование присадок  для  их  улучшения. Причины, ухудшающие качества масел. Опасность механических примесей в маслах. Достоинства и недостатки масел и смазок. Определение показателей качества масла. Разделение   масел  по группам и по  направлениям использования. Физико-химические свойства   смазочных материалов.

Условие  выбора  масел. Основной  фактор, влияющий на выбор вида  масла. Особенности   применения  масел для смазки  технологического оборудования. Рекомендации по применению  жидких (картерных)  смазок. Влияние кинематической  вязкости  масел на смазку  зубчатых   передач в редукторах.  Смазка  подшипников  качения  в электродвигателях.

При расчете расхода  смазочных материалов следует учитывать, что   масса одной капли минерального масла равна ~ 0,025 г. Так потребность в масле для подшипников скольжения имеющих  капельную или фитильную  системы  смазки, может быть  рассчитана по формуле:

Q = d4 / 30000,  л/мин.

где  d – диаметр  вала, м;

 - длина  подшипника, м;

- динамическая вязкость, Па.с (принимается 0,1).

Вообще, выбор  минеральных масел для подшипников качения зависит от ряда параметров.  Сроки замены масел в зависимости от условий работы. Подбор  режима  смазки для направляющих. Нормы  расхода   смазочных  материалов для открытых  зубчатых передач  определяются в зависимости от  ширины зуба и суммы  диаметров  колеса  и шестерни.  Нормы расхода масел.