Технология организации обучения персонала

Страницы работы

22 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

документ табличной формы (его образец дан в приложении №9), в котором структурированная информация фиксируется в специальных графах. Этот документ отражает не только общую количественную потребность в обучении персонала по подразделениям, но и виды, формы обучения и категории обучающихся, что облегчает в дальнейшем бюджетирование процесса обучения.

Потребность в обучении включает в себя определение требований, которые предъявляются к обучению руководителями и сотрудниками с точки зрения анализа содержания выполняемой работы. Сформулированные требования являются основой для выяснения целей обучения, а в дальнейшем – для подготовки и согласования учебных планов.

В процессе обучения можно выделить ряд последовательных этапов. Каждый из них имеет самостоятельную цель, достижение которой обеспечивает качественный переход к следующему этапу и качественный результат процесса в целом.

Этапы процесса обучения

1.  Предварительная оценка. Целью этого этапа является определение потребностей в знаниях, умениях и навыках через анализ деятельности сотрудников.

2.  Постановка целей обучения. Цель этапа: уточнение в наглядных, измеримых величинах тех прогнозируемых результатов, которых достигнут работники по окончании обучения. Конкретные цели обучения обеспечивают концентрацию усилий как обучаемого специалиста, так и преподавателя и являются отправной точкой для оценки успешности программы обучения. Суть анализа деятельности, задач и исполнения – в определении разницы между «не могу» и «не хочу» при решении проблем, что позволяет определить, какое обучение требуется и требуется ли оно вообще.

3.  Обучение. Целью этого этапа является выбор вида, формы, методов и проведение собственно обучения с учетом следующих требований:

·  побуждать обучаемых формулировать имеющиеся у них идеи, сталкивать обучаемых с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями;

·  побуждать выдвигать альтернативные объяснения;

·  давать возможность работать в условиях малой группы;

·  особые требования к личности преподавателя (не передатчик информации, а создатель среды, стимулирующей развитие и саморазвитие обучаемых).

4.    Оценка. Цель этапа: сравнение результатов до и после обучения и оценка эффективности программы.

          На процесс обучения влияют следующие группы факторов, которые необходимо учитывать при его организации:

1.  Требования предприятия:

-  функциональные обязанности;

-  требуемая квалификация.

2.  Нормативные требования:

-  профессиональные стандарты;

-  требования к должности.

3.  Механизмы:

-  характеристики обучаемых;

-  технологии обучения;

-  учебно-методическое обеспечение;

-  преподаватели;

-  система подготовки преподавателей;

-  организационное обеспечение.

4.  Контроль соответствия:

-  периодическая аттестация работников, преподавателей;

-  контроль качества обучения;

-  повышение квалификации преподавателей.

Прежде чем группа сотрудников фирмы начнет обучение, на нее должно быть сформировано досье (спецификация), включающее комплект документов в соответствии со следующим перечнем:

1.  Список группы.

2.  Примерный перечень вопросов:

-  к руководителю подразделения (см. приложение 10);

-  к слушателю курса (см. приложение 11);

-  к ведущим специалистам, привлекаемым в качестве преподавателей (см. приложение 12).

3.  Учебный журнал.

4.  Сведения для подготовки учебно-тематического плана (см. приложение 13).

5.  Учебно-тематический план (вариант см. в приложении 14).

6.  Расписание занятий.

7.  Перечень квалификационных требований.

8.  Перечень и образцы методических пособий к изучаемому курсу.

9.  Вопросы к экзаменам и зачетам.

10.Образцы наглядных пособий (или перечень).

11.Перечень используемых  технических средств обучения.

12.Сведения о преподавателях (специалистах предприятия), внутрифирменного обучения (см. приложение 15).

13. Бланк  экзаменационной (зачетной) ведомости.

14.Бланки (анкеты) для фиксирования отзывов о результатах обучения: руководитель подразделения, группы, преподавателей, менеджера по подготовке кадров.

Важным моментом в организации обучения персонала является разработка качественной программы, отражающей не только выявленные потребности в обучении, но и новейшие достижения теории и практики в сфере деятельности обучаемого персонала, поэтому следует учитывать мнения о содержании программы как минимум трех сторон: руководителей подразделений, преподавателей и сотрудников, для обучения которых разрабатывается программа. Для изучения их мнения можно использовать специальные опросные листы (см. приложения 10-12). Включенные в них вопросы позволяют выяснить видение  сторон предстоящего

Похожие материалы

Информация о работе