Сущность гражданского общества

Страницы работы

16 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

определяющим в соотношении свободы каждого со свободой других. Гра­жданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода члена общества как человека; 2) равенство его с другими как подданного; 3) само­стоятельность члена общества как гражданина.

Более четко различия между гражданским обществом проводил Виль­гельм Гумбольт (немецкий философ, филолог, дипломат, государственный деятель). Он выделил три основных различия между государством и граждан­ским обществом:

1) система национальных, общественных учреждений, формируемых «снизу» самими индивидами, и система государственных институтов;

2) естественное, общее право и позитивное право, декларируемое госу­дарством;

3) человек и гражданин.

Гегель обосновал понятие гражданского общества как сферу деятельно­сти различных общественных институтов. Основополагающие принципы, на базе которых функционирует гражданское общество, это, наряду с част­ной собственностью и личной свободой, «публичность» и «всеобщая осве­домленность», свободно формирующееся общественное мнение, а также справедливые законы. Называя государство «политическим телом», Гегель прямо противопоставлял его гражданскому обществу. Гражданское общест­во имеет место не внутри, а наряду с государством. Оно вместе с семьей составляет базис и способ существования государства, зависит от государ­ства и в какой-то мере поглощается им.

Гегель изображал гражданское общество как раздираемое противоречия­ми, антагонистическое, «как войну всех против всех» и в то же время говорил о нем как о системе всесторонней зависимости, где «пропитание и благо еди­ничного лица и его правовое существование переплетены с пропитанием, благом и правом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены». Если государство соединяется с гражданским обществом, то тем и достигается высшая цель, ради которой люди объединяются.

Актуально суждение Гегеля о том, что и гражданское общество, и госу­дарство в своем противоречивом единстве могут существовать лишь на базе множества сословий, иначе говоря, при развитой социальной структуре общества. Жизнь подтверждает, что бедность, неразвитость социальной структуры и формирование слияния социальных слоев общества являются питательной средой для диктаторских режимов.

Вслед за Гегелем К. Маркс утверждал, что в реальном обществе неиз­бежно разделение на политическое общество - государство и гражданское общество, которое является, по существу, буржуазным (немецкий язык по­могает такому толкованию: «буржуазный» и «гражданский» - одно значение). Однако равные договорные отношения государства и обще­ства, которые Гегель отверг в пользу государства, Маркс отверг в пользу общества. К. Маркс смотрел на гражданское общество сквозь призму эко­номических отношений, наличие рынка и делал вывод о ненужности граж­данского общества при социализме.

В. И. Ленин отказался даже от самого термина «гражданское общество». Это объясняется сугубо негативным отношением Маркса и марксистов ко всей «буржуазной» политической сфере, которая должна прекратить свое существование после пролетарской революции.

Основатель итальянской коммунистической партии А. Грамши считал, что в будущем гражданское общество поглотит государство. Это будет уже не политическое, а этическое государство с воспитательными и нравственны­ми функциями.

Рассмотрение генезиса понятия «гражданское

Похожие материалы

Информация о работе