Построение полноценной системы банковского регулирования, страница 3

-рыночную дисциплину, под­разумевающую обеспечение рацио­нального экономического поведения финансовых посредников на регу­лярной основе.

В связи с этим создание в пере­ходных экономиках современной системы пруденциального регулиро­вания сопряжено с рядом дополни­тельных трудностей.

Во-первых, постепенное пере­мещение акцентов с регулирования на элемент надзора требует наличия высококвалифицированного надзор­ного персонала, разбирающегося в современных финансовых продуктах. Таким образом, недостаток ква­лифицированного персонала в над­зорных структурах становится клю­чевым препятствием на пути обнару­жения и решения возникающих в банковской среде проблем. Задача осложняется тем, что на развиваю­щихся рынках значительно увеличи­вается разрыв в уровне оплаты труда в частном и государственном секто­рах, а это затрудняет привлечение в надзорные структуры наиболее квалифицированного персонала. Во-вторых, в рассматриваемых экономикахнередко значительная часть кредитного портфеля прихо­дится на государственные предприя­тия, функционирующие я среде «мягких» бюджетных ограничении. При этом применение новых стан­дартов ко всем или некоторым бан­кам не имеет практического смысла, поскольку часто критерии регулиро­вания не применяются к значитель­ной части банковских активов.

В-третьих, применение стан­дартов пруденциального регулиро­вания затрудняется структурой бан­ковского сектора, в частности, доминированием в их собственности крупнейших промышленных предприятий, или структурой экономикив целом, которая может характеризоваться высокой концентрацией. В этих двух случаях потребность кре­дитования крупных субъектов может обусловить соответствующее поли­тическое давление с цельюослабле­ния для отдельных банков стандар­тов регулирования и рыночной дис­циплины. Ситуация может обос­тряться в случае наличия значительной доли государства в собственнос­ти банков.

В-четвертых, низкий уровень конкуренции в банковской системе вкупе с недостатком публикуемой информации нивелирует влияние третьего элемента системы банков­ского регулирования.

Подводя итоги, отметим, что построение полноценной системы банковского регулирования требует определенного времени. Как мы вы­яснили, надзорные органы должны быть сформированы из подготовлен­ных, квалифицированных кадров, как впрочем, и специалисты ком­мерческих банков, а инфраструкту­ра финансовой устойчивости допол­нена современной системой учета и отчетности вкупе с механизмом рас­пространения экономической ин­формации о деятельности банков­ских посредников. Поэтому сиюми­нутное приведение в действие жест­ких требований пруденциального регулирования ко всем силам бан­ковской активности и ко всем бан­ковским учреждениям можетбыть невозможным и привести к потере такой системой способности инфор­мировать регулирующие органы о наличии проблем, а также к ее неспо­собности поддерживать рыночную дисциплину. При этом к созданию системы пруденциального регулиро­вания необходимо приступать на на­чальных стадиях реформирования, поскольку этот элемент реформ дол­жен предшествовать активному про­цессу входа на рынок новых кредит­ных учреждении и приватизации го­сударственных банков.