Построение полноценной системы банковского регулирования, страница 2

В экономической литературе нет однозначного мнения относи­тельно того, какая структура может более эффективно осуществлять бан­ковский надзор в странах с переход­ной экономикой. При этом некото­рые ученые полагают, что по тем или иным причинам независимая от цен­трального банка надзорная структу­ра может осуществлять рассматрива­емые функции эффективнее, чем последний. Так в случаях, когда над­зор осуществляет центральный банк, соответствующие функции часто ос­лабевают и размываются. Это обус­ловлено тем что не имея до недавних пор практики выполнения надзорных функции, центральные банки концентрируются на средствах бю­рократического контроля, сборе дан­ных о директивном кредитовании, предотвращении мошенничества в системе и контроле за выполнением плановых показателей.

Другая позиция заключается в том, что концентрация надзорных функций в одних руках центрального банка, который является структурой, внедряющей стандарты банковского регулирования, делает надзорный орган уязвимым в отношении поли­тических интервенций.

При этом качественное выпол­нение надзорных функций во многом зависит от уровня подготовленности соответствующего персонала и обес­печения надзорных органов досто­верной отчетной информацией бан­ков. Говоря о построении системы пруденциального регулирования переходных экономиках, следует от­метить, что набор и обучение персо­нала, внедряющего и контролирую­щего пруденциальные правила, явля­ется одной из наиболее актуальных проблем новых банковских систем. Применение современных стандар­тов учета и отчетности в банках явля­ется другим базовым элементом сис­темы банковского надзора. 3 пере­ходных экономиках они (по крайней мере, на первых этапах реформиро­вания) в большей степени отражают требования централизованной эко­номики и планового администриро­вания, нежели отвечают требовани­ям банковского надзора и анализа. В конечном счете от состояния систе­мы банковской отчетности зависит дееспособность диагностирования положения кредитных учреждений и системы так называемого раннего оповещения о появлении тех или иных финансовых проблем.

В этом контексте важно также, чтобы банковский надзор основывается не только на сборе и рассмот­рении отчетной информации ком­мерческих банков, но и обязательно дополнялся надзорными инспекция­ми, обладающими достаточным ко­личеством квалифицированных кадров. В противном случае возникно­вение потенциальных проблем с уровнем банковской ликвидности и платежеспособности может быть упущено по причине намеренного не­отражения этих проблем в отчетнос­ти банка или неспособности инспек­ции выявить указанные затруднения. Кроме того, с учетом практики сок­рытия проблемных активов в дочер­них финансовых структурах постро­ение банковского учета и отчетности должно осуществляться на консоли­дированной основе.

Современные системы пруден­циального регулирования достаточ­но сложны (что затрудняет их внед­рение в странах с переходной эконо­микой полагаются на три базовых элемента:

-систему регулирования, те правила и требования, устанавливае­мые органами регулирования;

-надзор, под которым следует понимать приведение в действие и мониторинг исполнения пруденци­альных требований: