Основные теории международной торговли. Международная торговля: основные тенденции и особенности развития. Торговля в условиях сравнительных преимуществ. Сущность, структура и механизм социального партнерства. Социальная ориентация белорусской экономики

Страницы работы

99 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

41. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

1.  Теория абсолютных преимуществ А.Смита

Изучая вопросы международного разделения труда, А.Смит создал концепцию абсолютных преимуществ, согласно которой выгодность внешнеторговых связей определяется различием затрат на производство товаров в разных странах. Смит считал, что страна обладает абсолютным преимуществом в производстве тех товаров, по которым у нее издержки производства ниже, чем у других. Он рекомендовал специализироваться на производстве таких товаров, т.к. их цены на мировом рынке значительно превышают затраты на производство, что обеспечивает получение дополнительного дохода от внешнеторговых операций.

2.  Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо

Концепция А.Смита получила свое дальнейшее развитие в разработанной Д.Рикардо теории сравнительных преимуществ. В ней за основу внешней торговли взята относительная разница в производительности труда между странами. Согласно концепции сравнительных преимуществ, страна, производящая товары с большими издержками, чем ее торговые партнеры, должна специализироваться на продукции, в производстве которой разница в производительности труда наименьшая. Импортировать же ей следует товары, произведенные с наибольшей разницей в издержках.

а) Концепция жизненного цикла  в международной торговле

Рассмотрим тактическую (оперативную) концепцию (в отличие от стратегической теории Рикардо), которую предложили Вернон, Кульдербергер, Уэльс для обоснования структуры и динамики экспортно-импортных потоков в мире.

Она основана на маркетинговом подходе к структуре жизненного цикла товара.

 


Перечисленные ученые утверждают, что первоначально бизнес-идеи зарождаются в сильных (продвинутых) странах. На этапе зарождения, как правило, затраты на производство высоки, объемы продаж невысокие и торговля ведется внутри страны.

На этапе роста технологии отрабатываются, затраты снижаются, объемы производства растут, внутренний рынок насыщается, появляется возможность излишки продавать за границу.

На этапе зрелости страна-инициатор очень часто осуществляет преднамеренную утечку технической информации, т.е. данный товар начинает производиться в других странах часто незаконно, но, например, из-за более низкой стоимости рабочей силы затраты на производство и соответственно цены в таких странах ниже, чем в продвинутой стране.

Поэтому становится выгодным сокращение производства этого товара в стране (зона 4) и увеличение импорта из-за границы. 

Т.е. экспортно-импортный поток меняет направление, а продвинутая страна вкладывает свои ресурсы в разработку новых идей.

            б) Теория Хекшера-Олина в международной торговле

Сэй предложил выделять много факторов производства, как минимум труд и капитал. Шведские ученые Хекшер и Олин на основе теории Риккардо и предложения Сэя разработали более сложную, но и более точную и практичную теорию международной торговли. Кратко она называется «2х2х2», т.е.

мир = A и B(все другие страны)

товары = 1 и 2 (все другие товары),

ресурсы = труд(L) и капитал(К)

Теорема Хекшера-Олина: Страна полностью или частично специализируется в производстве тех товаров, на которых она имеет относительное преимущество (не абсолютное) с точки зрения использования труда и капитала. И, следовательно, эти товары страна предлагает на мировом рынке.

Предположим, есть 2 страны

Страна А – К=1000$ + L=700$

Страна В – К=5000$ + L=8000$

Предположим, людям в этих странах и людям в целом необходимо лишь 2 товара: пшеница и ткань. Причем, ткань является относительно капиталоемким товаром, т.е. для ее производства требуется и труд и капитал, но капитала относительно

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
2 Mb
Скачали:
0