Анализ эффективности использования основных производственных средств, страница 3

      Таблица 2.6 – Оценка влияния факторов на грузооборот

Фактор

Алгоритм расчета

Цифровой расчет

Величина влияния, т-км

1

2

3

4

Среднегодовая стоимость ОПФ

(ОПФср 1 -  ОПФср 0) ∙ Уд 0 ∙ ФОакт 0

(1495000 - 1286500) ∙ 0,8068 ∙ 0,29

47968,78

Удельный вес активной части ОПФ

ОПФ ср 1 ∙ (Уд1 – Уд0) ∙ ФОакт 0

1495000 ∙ (0,8068 – 0,8147) ∙ 0,29

3357,236

Фондоотдача активной части ОПФ

ОПФ ср 1 ∙ Уд 1 ∙ (ФОакт 1 - ФОакт 0)

1495000 ∙ 0,8147 ∙ (0,33 – 0,29)

49603,99

Итого влияние факторов

Δ∑PlΔОПФср + Δ∑PlΔУд + Δ∑PlΔФОакт

47968,78 + 3357,236 + 9603,99

100930

Информация таблицы 2.5 свидетельствует о том, что показатели фондоотдачи всех ОПФ в целом и активной их части как в стоимостном, так и в натуральном выражении имели тенденцию к росту. Однако в натуральном выражении фондоотдача выросла большими темпами нежели в стоимостном. Это обусловлено ценовым фактором, то есть тарифными ставками на перевозки. Также стоит отметить, что показатели фондоотдачи ОПФ в целом в стоимостном и натуральном выражении выросли большими темпами ,чем фондоотдача активной части ОПФ, из чего следует вывод о меньшем воздействии фондоотдачи активной части ОПФ на рост фондоотдачи всех ОПФ. Данный факт можно оценить как негативно – активная часть ОПФ внесла меньший вклад в рост фондоотдачи по предприятию в целом – так и позитивно – средства, вложенные в ОПФ вспомогательного назначения стали приносить больший эффект. Если рассмотреть влияние изменения фондоотдачи активной части ОПФ, их удельного веса в общей стоимости ОПФ и среднегодовой стоимости основных средств на грузооборот, то можно выявить, что наибольший прирост объёма работы (49603,99 т-км) вызвало увеличение фондоотдачи активной части ОПФ на 0,04 т-км / тыс. руб. (14,28 %). Прирост среднегодовой стоимости ОПФ в 208500 тыс. руб. (16,21 %) привёл к увеличению грузооборота на 47968,78 т-км. Наименьшее воздействие на грузооборот в 2010 году оказало увеличение удельного веса активной части ОПФ на 0,79 % (на 0,98 %) – прирост грузооборота в размере 3357,236 т-км.

  Что касается изменения показателя, обратного фондоотдаче – фондоёмкости, то здесь также вполне ожидаемо наблюдается положительная тенденция, то есть её снижение как по ОПФ в целом (на 0,58 тыс. руб. / т-км или на 13,34 %), так и по активной их части (на 0,44 тыс. руб. / т-км или на 12,5 %).

Фондовооружённость основными средствами в целом и активной частью выросла в отчётном периоде на 3357,74 тыс. руб. / чел. (на 14,09 %) и на 4085,59 (на 14,17 %) соответственно, что внесло весомый вклад в рост показателей эффективности использования ОПФ а также положительно воздействует на производительность труда на данном предприятии. Положительным моментом также является то, что рост фондовооружённости по предприятию в целом в большей степени был вызван ростом фондовооружённости активной частью. Рентабельность ОПФ в целом и активной частью в 2010 году снизилась соответственно на 0,77 % (на 35,46 %) и 0,97 (на 36,08 %), что в значительной степени было обусловлено уменьшением прибыли от перевозок.

Все обозначенные выше тенденции привели к положительному эффекту от использования основных средств, выраженного в относительной экономии ОПФ в целом, равной 230200,06 тыс. руб., а также их активной части, равной соответственно 173960,88  тыс. руб.