Философское учение о бытии, страница 2

ПЛАТИН. Иерархиезировал бытие, выделил его как отдельное благо. В котором исчезают все отличия.

Результатом усилий античных философов были следующие мировоззренческие установки.

·  Видимый мир скрывает суть бытия. В нем воплощены все представленные характеристики: необходимость, единство, упорядоченность, совершенство, гармония и т.д.

·  Подлинное бытие постижимо исключительно разумом, только сила абстракции в состоянии понять и дать определение бытию.

·  Если в человеческих абстракциях – суть бытия, значит, они не произвольны, но являются объективными мыслительными формами, имеющими содержание.

·  Если истинное бытие отличается от реального, значит, наше земное существование неистинно, несовершенно. Надо его переделать, изменить и стремиться к подлинному бытию.

В средние века всецело обладающим бытием и природой является Бог. Он и есть настоящее бытие. Все творения Бога сопричастны бытию и выстраиваются в иерархию. Душа человека и его разум могут приблизить к истинному бытию.

Средневековая метафизика была плоской и прямолинейной:

·  Оправдывая тезис о создании человека по образу и подобию Бога, схоласты видели его как венец творения, царя природы. Природа и общество стали восприниматься как отдельные структуры.

·  Картина подлинного бытия – искра божья. Реальность приоткрыта человеку.

·  Изощренный символизм ср.в. учений подготовил почву для будущего анализа знаков символической природы и человеческой культуры. Т.е. открыли новый план человеческого бытия.

Новое время приносит новые картины мира, новые системы. Существующая система мира оспаривалась учеными.

ДЕКАРТ: Существует 2 субстанции – мышление и протяжение /дуалистическая модель/

СПИНОЗА: существует единая субстанция, в которой мышление и протяжение занимают одну ступень /монолистическая модель/

ЛЕЙБНИЦ: Множество субстанций, каждая из которых определяет в себе мировой порядок /плюралистическая модель/.  

Эти три метафизические системы объявили священную войну средневековой схоластике. Поиски бытия средствами разума не находят ответа. Бог – единственное объяснение. Божественная гармония, единство.

В эпоху просвещения проблему бытия атаковали материалисты (Дидро) и идеалисты (Беркли). Критический заряд того времени вывел на передний план бытие природы и бытие общества.

Бытие природы основано на следующих идеях и принципах:

·  Возникла вещественная концепция материи, материя – единое в мире в-во.

·  Возникло учение о внутренней активности материи, она не инертна, не косна. Движение неотъемлемый атрибут материи, ни какой «первотолчок» не допускается.

·  Закономерности

·  Господство необходимости

Учение о бытии общества получило следующие предпосылки:

·  Доминанта общественного развития – разум

·  Всякий человек автономен и не зависит от сверхъестественных сил

·  Формируется убежденность о возможности изменения мира по законам разума

·  Общественный прогресс и социальные институты - главный критерий просвещенности

Бытие человека полностью определяется смыслом жизни, потребностью. В такой ситуации различие подлинного бытия и неподлинного становится нереальным. Такое положение вещей Макс Хайдеггер объявил неделизмом.

Проблема бытия была первопричиной свойственной экзистенционизму – критике подлинности бытия. Подлинное бытие представляется как небытие, и задача человека найти это подлинное бытие.

Иррационализм – основа мира. Ничего не поддается рациональному объяснению. Бытие превращается в мистику.

Актуальность проблемы видели ранние науки и философия. Философия выделяет неоспоримые формы бытия. Разные формы духа:

·  Бытие природы

·  Бытие социального (целое и человек)

·  Бытие духовного и идеального