Немецкая классическая философия Канта и Гегеля, страница 2

   Замысел Канта – разрешить конфликт между эмпиризмом и рационализмом. Рационалисты – опыт не может дать знание всеобщему необходимому. Эмпиристы – только опыт может дать знание. Выход – претендующие на всеобщность категорий нашего сознания является не содержанием, а формами опыта, причём формами уже готовыми и определяющие саму возможность.

   Ощущения не способны породить смысла понятий. Значит, в сознании есть нечто большее. Приступая к наблюдаемым вещам, люди уже вооружены определёнными инстинктами, априорные категории рассудка. Человек может постигать мир только в меру его познавательных возможностей ® не может рассчитывать на абсолютные знания.

   Устройство мира в целом есть некий абсолют первоначально обходящий все мысли, возможности человека. Его-то Кант и называет вещью в себе. О его существовании знать ничего нельзя, о нём можно только догадываться.

   Этика: если этика возможна как наука, её нормы и выводы должны носить всеобщий необходимый характер. Но в опыте достичь нельзя ® априори. Нравственное знание принимает форму категорического императива.

   Поступай так, как всегда относился к человечеству и в лице всякого другого также, как цели, и никогда не относился к нему как средству.

   Категория императив – объект принципа нравственности. Субъективным её принципом является долг. Долг – необходимость действия исключительно из уважения к нравственному закону, который в этом случае является мотивом поведения. Надо различать действия ради долга, и действия сообразно долгу. Высшее проявление нравственного долга – это долг ради него самого.

   Добродетели не остаются без награды при 3-х условиях:

·  бог существует

·  душа бессмертна

·  воля свободна

   Теоретически недоказуемо, практически необходимо. Но не только в этом случае нравственное устройство мира становится разумным.

   Философия Гегеля – философия объективного рационализма. Гегель исходит из идеи тождества бытия в первой части своего учения он анализирует логику мышления, логику бытия. Бытие и ничто сливаются, образуя 3-е понятие – становление. Мир пребывает в стадии становления. Эта логика мышления есть логика бытия. Особенность логики Гегеля – 3-х частность. Тезис-антитезис, отрицание отрицание синтез. Отрицание – не простое уничтожение, а снятие, сохранение позитивного содержания и устранение негативного. Бытие реальных предметов выражается в понятии качества.

   Качество изменяется за счёт количества. Единство количества и качества выражено в понятии меры, нарушение которых приводит к перерыву постепенности и появлению нового качества. Абсолютная идея способная к самосознанию переходит и на бытие, производит природу и себя. По принципу триады – 3 раздела природы: механика, физика, органика, в которых рассматривается природный процесс и их взаимосвязь. Гегель рассматривал природу как систему.

   Философия духа включает в себя знание о субъекте духа (антропология, феноменология, психология), знания об объекте духа (право, мораль, нравственность), учение об абсолютном духе (искусство, религия, философия).

   Переход от субъекта к объекту духа совершался посредством включения личности в общественные отношения (нравственность). Основные  права – свобода личности и частной собственности. В сфере нравственности мораль обретает объективную значимость.

   Первая ступень объективного духа – абстрактное право, бытие свободы, ограниченное законами или правовыми нормами.

   Под гражданским обществом Гегель понимает буржуазное общество. Диалектика: накопления богатства. В чрезмерном богатстве гражданское общество не достаточно богато, чтобы препятствовать возникновению дисбаланса. Государство Гегеля – это подлинное основание социальных отношений, в нём реализуется свобода, которой нет в гражданском обществе с его противоречивостью частных интересов, свободы и власти разума, выражающих себя через волю государства. Наилучшая форма государства – монархия. По Гегелю все государства будучи выражателем духа народа суверенны. Однако судьба государства и народа находятся под властью случайностей. Но несмотря на это существует истинная необходимость и выражается в том, что движение к свободе духа, познание себя и свободы. Всемирная история движется с Востока на запад и распространяется на: греческий, римский и германский народ. Народ становится выразителем мирового духа, а его выдающиеся личности – доверительными лицами мирового разума.

   Учение об абсолютном духе, до которого познаётся объективный дух, познавая самого себя освобождаясь от природной исторической необходимости. Философия синтезирует содержание искусства и религии.

  Являясь итогом всей философской мысли, философия Гегеля оказала влияние на состояние всей Европы в целом.