Методология и методика социологических исследований

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция по теме 13:

Методология и методика социологических исследований.

 Учебные вопросы:

1.   Теоретическая подготовка программы социологического исследования.

2.   Основные методы сбора информации.

3.   Анализ данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

4.   Конкретные социологические исследования в армейской среде, результаты и выводы.

Цели лекции:

n вооружить курсантов и слушателей методологией и методикой социологического исследования;

n раскрыть содержание программы социологического исследования;

n формировать социальное мышление, умение использовать эмпирический анализ для  понимание социальных проблем России;

n формировать общую культуру  курсантов и слушателей;

n показать особенности социологических исследований в ФОПСИ, ФПС, МВД;

n воспитать чувство патриотизма и гордость за принадлежность к защитникам Отечества;

n воспитывать уважительное отношения к традициям русской социологической науки.

Список литературы.

1.   Алексеев А.П. Познание через действие. Фрагменты экспериментальной социологии. М. РАН. 1993 г.

2.   Белосновский С.А. Социологическое интервью //Проблемы прогнозирования. М. 1991. № 1,2,3.

3.   Воронов Ю.П. Методы сбора информации социологическом исследовании. М. 1984 г.

4.   Гильбух Ю.З. Метод психологических тестов: Сущность и знание // Вопросы психологии. 1986 г.

5.   Голофай В.Б. Методологический анализ в социальном исследовании. Л. 1980 г.

6.   Здравомыслов А.Т. Методология и процедуры социологических исследований. М. 1989 г.

7.    Клюшина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа // Социологические исследования. 1990 г.

8.   Математические методы анализа и интерпретации социологических данных. М. 1989 г.

9.   Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.1995 г.

ВВЕДЕНИЕ.

В повседневной жизни каждый человек в той или иной степени соприкасаются с эмпирическими социологическими исследованиями, читая периодические издания, слушая радио или во время просмотра телепередач. Вероятно, что многие люди были сами вовлечены в эти исследования в качестве респондента , то есть источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключено, что кому-либо в дальнейшем придется самому организовывать и проводить конкретное социологическое исследование.

Задача данной лекции - дать общее представление о методологии и методике конкретных социологических исследований, познакомить с основными понятиями и процедурами.

Вопрос 1.  Теоретическая подготовка программы

 социологического исследования.

По-разному  понимают  методологию социологи, разделяющие себя на "эмпириков" и "теоретиков". Эмпирики рассуждают о методологии как о совокупности техники и процедур анализа социального, а теоретики рассматривают методологию как определен­ную  систему высказываний  о социальной реальности, предполагающую  разработку и выбор специальных мето­дов, методик и техники постижения социального. Пони­мание  методологии  "социологами-эмпириками"  свиде­тельствует скорее всего об определенном недопонимании ими  места и роли теории в социологическом исследовании или об их стремлении отказаться от неприемлемых теоре­тических концепций. Представление о методологии теоре­тиков ориентирует на тесную связь теоретических иссле­дований с эмпирическими, но ничего не говорит об этой связи. О методологии также можно судить как о совокуп­ности соответствующих предпосылок и принципов органи­зации и осуществления социологического исследования на теоретическом и эмпирическом уровнях.   

При организации и проведении тех или иных социоло­гических исследований всегда возникает вопрос о методо­логической функции  общих, частных или специальных, а также  отраслевых социологических теорий. Обладая разным  багажом общих и специальных теоретических знаний  и практических навыков, уровнем компетентности, социологи или дистанцируются от изучаемых ими объектов и   предметов, или устанавливают с ними теснейшую  связь.   Благодаря этому они оказываются в состоянии познать или внешнюю  сторону изучаемых ими социальных явлений  и   процессов, или выявить существующие между

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
127 Kb
Скачали:
0