Взаимосвязь личности и общества

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Военный институт Правительственной связи

Кафедра гуманитарных и социально-

экономических дисциплин

Лекция по курсу Социология

               Тема N5:

  Взаимосвязь личности и общества.

Автор: В.С.Чалышев

Лекция обсуждена

 на заседании кафедры

Протокол N_________

_____________1997 г.

Орёл - 1997

Лекция по теме N5.

Взаимосвязь  личности и общества.

Учебные вопросы

1. Социологические теории личности

2. Социолизация личности и пути преодоления социальных отклонений.

Время: 2 часа.

Цель:

1.Оказать помощь курсантам и слушателям в уяснении социологических подходов к пониманию сущности личности, механизмов её формирования, а также теорий, объясняющих девиантное поведение человека.

2. Воспитание у обучаемых уважительного отношения к человеку и личной ответственности  за выполнение своей социальной роли в жизни оббщества.

3. Вооружить будущих офицеров к социологическим подходам, к организации процесса обучения и воспитания подчинённых, профилактики их девиантного поведения.

Материальное обеспечение. Выставка литературы, материалы к   “Л-2000”.

Методические указания. По данной теме предусмотрен семинар”Социология личности” - 2 часа.

Указания на подготовку к семинару изложены в практикуме по курсу “Социология”.

 Литература:

1.  Гордон Л.А., Шейман И.М. Проблемы социальной адаптации населения к условиям переходного периода. //Социс. - 1994, № 11.

2.  Димов В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи (социологический аспект). //Вестник Московского университета. - 1997, № 3.

3.  Кистяковский Б.А. Общество и индивид. //Социс. - 1996, №2.

4.  Комаров М.С. Введение в социологию. М. 1994.

5.  Кравченко А.И. Введение в социологию. М. 1995.

6.  Певень Л.В. Готовность к военной службе: проблемы формирования оборонного сознания российской молодежи. //Социс. 1997, №5.

7.  Основы социологии. Курс лекций. /Под ред. А.Г.Эфендиева. М.1993.

8.  Смелзер Н. Социология. //Перев. С англ. М. 1994.

9.  Социология. Курс лекций. /Рахманинов и др. Воронеж: Из-во ВГУ. 1994.

10.Социология. Хрестоматия. Авт. Сост. Козлова О.Н. и др. М. 1993.

Вступление

При изучении темы N4 было выяснено, что общество, как и социальная система, представляет собой сложный организм, одним из элементов которой является личность.

Человек изучается многими науками. Социология исследует человека как субъекта социальных отношений, его социальное измерение, которое концентрируется в понятии личности. (Рекомендуется выяснить, как курсанты различают понятия “человек”,”индивид”,”личность”).

Человек - понятие употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Индивид - единичный представитель рода человеческого, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

В данной лекции рассматриваются основные социологические подходы к объяснению сущности личности, а также механизмы его формирования.

Изучение данной системы способствует осмыслению своего места и роли в обществе, проблем, связанных с воспитанием подчинённых, поддержанием в армейских подразделениях твёрдого уставного порядка.

1 Вопрос. Социологические теории личности.

Все гуманитарные и социальные науки изучают человека. Например психология изучает психику личности, психические свойства, процессы и т.д.

Философия акцентирует внимание на исследовании человека, как части природы, а также на его взаимодействии с другими сферами общественной жизни.


                                  Человек                         природа

    сферы общественной жизни

С точки зрения социологии  формирование личности происходит под воздействием таких факторов как:

·биологическая наследственность;

·физическое окружение;

·культура;

·групповой опыт;

·уникальный индивидуальный опыт.

Под личностью в социологии понимают  единичного человека как системы устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальной жизни.

В чём специфика социологического подхода к изучению личности?

1. Это понятие соотносится с социальной реальностью.

2. Исследуются прежде всего взаимосвязь личности с обществом, а также характер социальных связей и отношений под влияним воздействия различных факторов других сфер общественной жизни.


                            Л                                                          Л

                                                          Л


                                            другие факторы, влияющие на

                                                   Л                  социальное взаимодействие

Вместе с тем социологические подходы к личности так или иначе тесно связаны с результатами исследований других наук.

                           Основные теории личности

1.  Марксисткая теория личности.

·  Научное понимание личности опирается на марксисткое определение человека как совокупности общественных отношений.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
132 Kb
Скачали:
0