Термины и краткие ответы к экзамену по дисциплине "Теория и методика обучения русскому языку"

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Средства связи предложений в тексте – это  смысл и такие языковые средства, как Различные виды повтора: а) буквальный повтор слова; б) синонимический повтор; в) замена слова местоимением; г) замена словом не синонимичным, но обозначающим тот же предмет; Сочинительные союзы; Согласованное употребление форм времени; Употребление различных обстоятельств (преимущественно места и времени), относящихся по смыслу к нескольким самостоятельным предложениям; местоименные слова (там, поэтому, это и т. п.); вводные конструкции и др.

Виды связи в предложении – цепная, параллельная

Орфограмма - графический знак, графема; факт нормированной письменной речи; написание, регулируемое орфографическим правилом  (не только буква!)

Пунктограмма - графический знак, графическое обозначение смыслового членения речи (текста, высказывания) на предложения, а предложений – на части. Типы пунктограмм:

1. Графический знак (пунктуационный)

2. Отсутствие знака (пробел на месте знака)

3. Сочетание знаков

Вид пунктограммы – частный случай пунктограммы в конкретной синтаксической конструкции. :

Название пунктограммы включает:

u наименование знака или пунктограммы в целом;

u наименование синтаксической конструкции.

Стилистическая ошибка - нарушение законов употребления в речи лексических единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций. Стилистическая ошибка — это неправильное употребление слова и (или) неправильное построение предложения.

 Чтение – вид речевой деятельности, восприятие письменного текста, перевод буквенного кода в звуковой либо во внешний, либо во внутренней речи.

Слушание –  вид речевой деятельности, это смысловое восприятие звучащей речи.

Принцип обучении - это основополагающие положения процесса обучения (наглядность, доступность, научность, связь с практикой, принцип систематичности и последовательности и тд)

Метод обучения – Способ организации деят-ти уч-ля и уч-ов.

Прием обучения - конкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения.

Общедидактические принципы обучения – обязательны при любом предмете, принятые общей дидактикой: принцип научности; дрступности; приемствеености, систематичности, перспективности обучения; наглядности; индивидуальный подход; связь теории с практикой; принцип прочности рез-ов обучения

Принципы изучения фонетики – 1. Опора на речевой слух самих учащихся, 2. рассмотрение звука в морфеме, 3. Сопоставление звука и буквы.

Принципы изучения лексики - частнометодические (собственно лексические):

n  Экстралингвистический (сопоставление слова и реалии; применяется для слов с конкретным значением).

n  Лексико-грамматический (реализуется при сопоставлении лексического и грамматического значения слова, при языковом показе: введении слова в контекст словосочетания,  предложения, текста).

n  Лексико-семантический (сопоставление лексической парадигмы при анализе ряда слов, например синонимов, антонимов, омонимов)

n  Функциональный (показ слова в различных речевых жанрах и сферах употребления: лидер, вождь, предводитель, главарь, пахан)

n  Исторический (сопоставление слова и исторического эквивалента или  реалии: цирюльник, брадобрей, парикмахер; секира, лучник, рыцарь).

Принципы изучения морфологии  – триада «форма – значение – функция

Похожие материалы

Информация о работе