Специфические жанровые признаки речи к подарку

Страницы работы

Содержание работы

Тема нашего исследования была весьма интересна. Ее названеи вы можете увидеть на слайде.

Настоящее курсовое исследование связано с изучением речей к подарку как эпидейктического жанра в современной коммуникативной практике. Выбор данной темы не случаен. Речь к подарку широко используется в разных сферах нашей жизни: повседневной, бытовой и официально-деловой. Широкое распространение данного вида речей требует от современного человека специальных знаний и коммуникативных умений, связанных с его созданием. Выразительная, оптимально уместная и эмоционально-насыщенная речь к подарку часто не менее важна, чем сам подарок, поскольку не только выбор подарка, но и то, что мы произносим при его вручении, очень важно для адресата. Ведь таким образом открывается наше отношение к человеку, получающему подарок.

Проанализировав лингвистическую литературу (работы М.М Бахтина, Т.И. Бочаровой, Н.И. Формановской и др.), мы выяснили, что речь к подарку недостаточно изучена как вид эпидейктического красноречия и как особый жанр. Все это и обусловило актуальность нашей исследовательской работы.

Таким образом, объектом исследования стало эпидейктическое красноречие, а предметом - жанровые особенности речи к подарку.

Гипотеза исследования заключалась в следующем: Речь к подарку относится к жанрам эпидейктического крансоречия. Является одним из частотных жанров в речевой практике современника и обладает полижанровостью и полиинтенациональностью

Цель курсовой работы - выявить и охарактеризовать специфические жанровые признаки речи к подарку.

Структура курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении обосновывается актуальность заявленной темы исследования, ставится цель, определяются задачи, методы работы, выдвигается гипотеза.

В первой главе рассматривается понятие «эпидейктическая речь» и жанры, которые относятся к этим речам. Ведь именно в этот вид речей входит речь к подарку и именно жанры и их элементы, входящие в эпидейктическое красноречие часто входят в состав исследуемого нами жанра.  Также здесь  представлены некоторые эпидейктические жанры, такие как пожелание, благодарственное слово, комплимент и многие другие. Здесь же  дана жанровая характеристика речи мы, где мы вы выявили, что исследуемый нами жанр обладает полижанровостью и полиинтенциональностью. Также нами выведено определение речи к подарку.

 Итак, речь к подарку – это это полижанровое высказывание, при создании которого учитываются отношения между коммуникантами и соблюдается определенная структура и композиция. Кроме того, речь к подарку обладает полиинтенциональностью: поздравить, пожелать признаться в любви, сделать комплимент и т.д.

Во второй главе  мы это и подтвердили, изучив и проанализировав образцы речей к подарку из жизненной практики.

Хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые из них. Обратите внимание на слайд. «Никит! Сегодня у тебя большой праздник! Ты закончил институт да еще и с красным дипломом. За твое трудолюбие, усердие, терпение мы хотели бы с папой подарить тебе машину! Пользуйся на здоровье!», «С Днем рождения, Анфиса! Прими этот скромный подарок». Здесь мы видим коммуникативную интенцию поздравить

Обратите внимание на следующий слайд: «Дед, С Днем рождения!!! Желаю прожить тебе еще столько же лет, сколько уже прожил, а может, даже больше». - пожелание

Хотелось бы рассмотреть еще одно коммуникативное намерение, которое очень часто встречается в речевой практике – желание поднять настроение, просто сделать приятное. «Ленк, эта шоколадка тебе. Порадуй себя!», «Викуся, я знаю, что коллекционируешь плюшевых мишек, поэтому этот Топтыгин тебе»

Речь к подарку может включать в себя сразу несколько разновидностей жанров эпидейктического красноречия, обратите внимание на слайд: «Друзья! Сегодня мы собрались здесь по знаменательному поводу. Этот повод - День рождения моего сына. Родной мой сынок. Сегодня тебе исполнилось 20 лет. Ты вырос, возмужал окреп. Сегодня ты вступаешь в новую жизнь – более серьезную, трудную. И чтобы оградить тебя от препятствий, я дарю тебе этот амулет, «амулет удачи». Иди смело по жизни, не сворачивай с правильного пути и стань тем, кем ты хотел бы стать. И запомни слова великого Наполеона: «Удача следует за великим человеком». Друзья, поднимем же бокалы за моего сына и за удачу, которая непременно будет следовать за ним!».

В данном примере в речь к подарку включены и комплимент: «вырос, возмужал, окреп»; и пожелание: «иди смело по жизни, не сворачивай с правильного пути и стань тем, кем ты хотел бы стать»; и афоризм: «слова великого Наполеона: «Удача следует за великим человеком»; и застольное слово: «поднимем же бокалы за моего сына и за удачу» 

 Помимо проведенного анализа образцов речей к подарку из жизненной практики, нами было проведено анкетирование, поэтому во второй главе нами были обозначены положения констатирующего эксперимента, дан анализ полученных результатов.

Мы выявили, что основная масса опрошенных любит дарить подарки, аргументируя этот тем, что им приятно доставлять радость и удовольствие людям. Также узнали, что опрошенные студенты в основном получают подарки по праздникам. Помимо праздников им дарят подарки «просто так», для подъема настроения, после разлуки и др.  Из проведенного анкетирования стало понятно, поводом для преподнесения подарков у студентов являются традиции, согласно которым положено дарить подарки на праздники. Помимо традиций опрошенные студенты дарят подарки «просто так», чтобы сделать приятное, доставить удовольствие. Благодаря одному из вопросов анкеты вопросу мы выяснили, что многие принимавшие участие в анкетировании студенты сопровождают подарки речью. Но присутствует некоторый процент и тех, кто не утруждает себя созданием речи к подарку, обосновывая это тем, что существуют ситуации, где все понятно без слов: часто речь к подарку можно заменить невербальными средствами общения (улыбка, рукопожатие и др.). Также присутствовал практический вопрос. Необходимо было составить речь к подарку в определенной ситуации. Многие из респондентов сумели создать речь к подарку в соответствии с вопросом. Некоторые из них включили в свои речи различные жанры эпидейктического красноречия: поздравление, пожелание, благодарственное слово и т.д. Обратите внимание на слайд.

Один из вопросов был направлен на выявление трудностей при произнесении речи к подарку. Итак, в основном у опрошенных студентов не возникает трудностей при произнесении речи к подарку. Но многие испытывают волнение и стеснение, а у некоторых возникают проблемы с выстраиванием речи.

 Таким образом, Все выше перечисленное позволило нам подтвердит нашу гипотезу, что речь к подарку представляет собой особую разновидность эпидейктических речей, которая обладает полиинтенциональностью и полижанровостью.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Похожие материалы

Информация о работе