Синтаксис как учение о предложении и словосочетании. Словосочетание и предложение как основные синтаксические единицы

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

законченностью и интонационной цельностью; предложение содержит сообщение, вопрос или побуждение.

Словосочетание, в отличие от предложения, не является самостоятельной единицей сообщения и общения, не выражает соотнесенности с действительностью (не говорит о реальности, нереальности, необходимости события, о времени его, не содержит вопроса, побуждения), не имеет смысловой и интонационной законченности.

Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически – подчинительной связью – и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, человек среднего роста, читать вслух.

 Различаются словосочетания синтаксические и фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые – во фразеологии (красная материя – красная смородина, железная балка – железная дорога).

                                   Типы словосочетаний

I.  По своему составу, по структуре словосочетания делятся на простые и сложные. Простые состоят из двух знаменательных слов: главного  и зависимого; от главного слова к зависимому задается вопрос, например: высокий дом, бегло читать, слушать лекцию, бежать быстро и т.д. Сложные словосочетания состоят из трех и более слов, одно из которых главное, все зависимые слова подчинены главному, определяют его со всех сторон, например: успех молодого писателя, мой старший брат, любоваться по вечерам закатом и т.д.

II.   По типу главного слова, т.е. от того, какое слово является главным в словосочетании, различают следующие типы словосочетаний:

а)  глагольные словосочетания:

-  1.  Глагольные словосочетания с именем существительным: беспредложные (читать книгу, искать покоя); предложные (стоять у дороги, встретиться с друзьями) ;

-  2.   Глагольные словосочетания с инфинитивом (предложить встретиться, просить принести);

-  3.   Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо, заниматься вдвоем).

б)  именные словосочетания:

1.    Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

-  с именами существительными:  беспредложные (тезисы доклада, письмо родителям); предложные (вагон для некурящих, прогулка по лесу);

-  с именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая смена), причастиями (выполненная работа);

-  с наречиями (прогулка верхом, судак по-польски);

-  с инфинитивом (желание учиться, умение рисовать)

2.   Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

-      с именами существительными: беспредложные ( достойный похвалы, довольный  ответом); предложные (смелый в бою, способный к музыке);

-  с наречиями (очень интересный, умеренно горячий);

-  с инфинитивом (способный работать, готовый служить).

-  3.   Словосочетания с именем числительным в роли главного слова (две книги, оба друга, трое в шинелях).

4.   Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кое-кто из студентов, нечто новое).

в)      наречные словосочетания:

1.  Словосочетания с наречием (очень удачно, по-прежнему хорошо);

2.  Словосочетания с именами существительными (далеко от дома, наедине с сыном)

Не все типы словосочетаний одинаково продуктивны в современном русском языке. Очень продуктивны, например,  именные словосочетания с предлогом

Похожие материалы

Информация о работе