Методические рекомендации к семинарским занятиям по дисциплине "Политология", страница 10

ТЕМА  8. Социальные общности организации, группы давления как субъекты политики

План:

1.Социальная структура как основа политической организации общества;

-понятие социальной структуры и концепции социального устройства общества, государства;

-социальная стратификация и политическая организация.

2.Социальная группа как субъект политической деятельности;

- основы теории социальных и политических групп.

- социальная группа как субъект политики, классификация трупп;

-  группа интересов, господствующая группа, конкуренция групп,

-  группы давления, лобби и механизм их политического влияния.

3.Специфические   общественные   формирования   и   формы   их   участия   в политическом процессе;

бюрократия и ее политические функции,

-  общественные организации и их роль в политике,

-  общественные движения как субъекты политики.

РЕФЕРАТЫ:

1.  Теория классов и ее эволюция в политической мысли XIX-XX веков.

2.  Лоббизм в политике демократических стран.

3.  Бюрократия, номенклатура, партия власти.

4.  Современные массовые движения.

Методические указания

В теме ставится задача изучения социальных оснований политического процесса, носителями которого выступают социальные общности, классы, группы. Именно социальная группа составляет основной социально-материальный носитель, субъект политического процесса. Надо четко видеть, что социально-групповые потребности и интересы составляют базу политических идеологий и программ, определяют механизм сочетания политических интересов и установок общества, классов, групп давления разного уровня и степени организованности.

Следует подробнее остановиться на типологии политических групп, выяснении механизма их влияния на политические институты, процессы принятия политических решений; рассмотреть их взаимосвязь с массовыми движениями современности как выражении широких гражданских инициатив.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Васильев В.А. Социальные интересы: единство и многообразие. // Социально-политический журнал. 1995. № 3
  2. Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения. // МЭ и МО. 1997. № 1
  3. Зудин А. Россия: бизнес и политика (стратегия власти в отношении с группами давления бизнеса). // МЭ и МО. 1996. № 5
  4. Иванова Н.Т.  Асоциальные организованные группы как субъект деятельности. // ВМУ. Сер. 18. Социология и политология. № 2. 1996
  5. Кащавцева С. Политическая коммуникация: проблемы, ожидания, возможности.//Социология: теория, методы, маркетинг. 2002. № 1.
  6. Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества. // Социс. 1997. № 3
  7. 7. Перегудов С. Семененко И. Лоббизм в политической системе России.      // МЭ и МО. 1996. № 9 - с.28-42.
  8. Полторак В. Социология и политический  маркетинг. //Социология: теория, методы, маркетинг. 2003. № 2.

ТЕМА  9: Нации и  религиозные конфессии как субъекты

План:

1.  Нация и национальный вопрос в политике:

-  национальный вопрос и его политическое содержание;

-  нации, народы, этносы как субъекты политики

-  принципы и механизм разрешения научно-политических проблем

2.Национализм и формы его проявления в политике:                                                                       

-  природа национализма, его предпосылки и эволюция;

-  национализм как идеология, политика и принципы политического устройства:

-  общее и специфическое в национализме, его роль в современном развитии мира.

3. Религия и религиозные конфессии в политике: