Методика обучения этикетно-непринужденному монологу (Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

подготовленной и неподготовленной (экспромтной, импровизированной) форме.

Для непринужденное высказывание него характерно:

-  социально-бытовая сфера общения;

-  неофициальная обстановка, когда все участники ситуации равноправны;

-  отсутствие официальной скованности; свобода в общении (свободная форма выражения мысли);

-  преимущественное использование форм разговорной речи;

-  возможность использования прецедентных текстов;

-  другие языковые особенности (об этом см. подробно в §4).

§2 Психологические особенности непринужденной речи

Как отмечают исследователи, занимающиеся изучением русской разговорной речи, непринужденная речь обладает своими специфическими лингво-психологическими особенностями. (Н.И. Жинкин., Е.А. Земская, И.А.Зимняя, О.А. Лаптева, О.Б. Сиротинина и др.). Особенно очевидны эти особенности в таком распространенном жанре устной непринужденной формы речи как застольное слово.

Как известно, создание непринужденной речи тесно взаимосвязано с особенностями нервно-психических процессов у говорящего, который может в разной степени легко и нелегко, быстро и не быстро воспринимать информацию, декодировать, воспроизводить ее и реагировать на неё.

Непринужденный монолог вообще (и застольная речь в частности) соотносятся с темпераментом говорящего. Например, сангвинику, у которого более подвижный тип нервной системы, легче вести себя непринужденно, раскованно, речевые неудачи не способны серьезно вывести его из равновесия, он быстро преодолевает заминку и вновь чувствует себя свободно, тем более если это дружеская, неофициальная обстановка. Меланхолика легкая неудача может выбить из колеи, даже если речь хорошо подготовлена, и при изменившихся условиях ситуации он не сможет перестроить свою речь в новом ключе, и общение будет скованным, неудачным. Флегматику, прежде, чем выступить, требуется на раздумье время, ему необходимо собраться с мыслями, а это не всегда устраивает коммуникантов непринужденного общения, когда каждый имеет право на выражение своей точки зрения. И речь меланхолика может перебиваться дружескими дополнениями собеседников с более подвижным типом нервной системы.

Умение вести себя свободно, без натянутости определяется также такими качествами личности, как экстравертность и интровертность. Экстравертность определяется в психологии «как направленность психической энергии на внешний раздражитель «вовне». Для экстраверта характерна «общительность с большим кругом разнообразных и малознакомых людей». (113, с.72) Противоположным типом является интроверт. Исследователи проблемы «речь и личность» считают, что экстраверт более эффективно думает «на месте», сразу, тогда как интроверт характеризуется как бы более тщательной предварительной организацией материала» (54, с.8).

Предрасположенность индивида к созданию непринужденного высказывания часто бывает обусловлена его социальным развитием, умением говорить перед публикой и не только в официальной обстановке перед мало знакомыми людьми, но даже при неофициальном общении с друзьями или близкими, где вербальная недоговоренность и недосказанность объясняется конситуацией. Поэтому психологические особенности поведения говорящего

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Научно-исследовательские работы (НИР)
Размер файла:
826 Kb
Скачали:
0