Конспект урока по теме: "Морфологические признаки деепричастия"

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Организационный этап

Слово учителя: приветственное слово:

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

Слово учителя: инструктирующее слово.

Передайте, пожалуйста, тетради с домашним заданием с последних парт на первые.

Слово учителя: вводное слово.

Итак, на прошлом занятии вы познакомились с особыми формами глагола: с деепричастием и причастием. А сегодня нам предстоит уже более подробно начать изучать деепричастие. И на занятии мы поговорим с вами о его морфологических признаках.

Слово учителя: ведущее слово учителя.

Итак, начинаем работу. Откройте ваши тетради. Запишите дату, Вид работы: «Классная работа». Тему урока.

Образец записи в тетради:

Восемнадцатое февраля.

Классная работа.

Морфологические признаки деепричастия

Записать на доске дату, вид работы, тему урока.

Повторение изученного материала.

Проверка домашнего задания.

Повторение пройденного материала.

Изучение нового материала.

Закрепление нового материала.

Подведение итогов.

Беседа: репродуктивная беседа.

-Чтобы говорить о морфологических признаках деепричастия, нам нужно вспомнить, признаки каких частей речи оно  совмещает в себе. Итак, какие?

-Деепричастия образуются с помощью суффиксов, как и причастие. А от чего зависит суффикс деепричастия? Приведите пример.

Оценочное слово.

Слово учителя: инструктирующее слово учителя.

Дома вам необходимо было наизусть выучить суффиксы причастий и деепричастий. Для проверки мы проведем выборочный диктант.

Запишите в тетрадях вид работы: «Выборочный диктант».

Работать будем так: я буду диктовать суффиксы как деепричастий, так и причастий, а вы ,слушая меня внимательно, выписываете: 1-ый вариант – суффиксы, которые относятся к причастиям, а 2-ой вариант – суффиксы деепричастий. Обратите внимание на доску: 1-ый вариант – суффиксы причастия, 2-ой – деепричастия. К доске пойдут работать с этим же заданием Катя и Никита. Катя выполняет работу первого варианта, а Никита – второго. Работаем Будьте внимательны.

Языковой материал:

-в-, -ши-, -вш-, -ш-, -нн-, -вши-, -ащ-(-ящ-), -ущ- (-ющ-), -я-, -енн-, -т-, -им-, -а-, -ем- (-ом-).

Слово учителя: инструктирующее слово.

Спасибо, ребята. Садитесь. Проверим немного позже. А теперь к доске пойдут Витя и Оля. Вид работы остается прежним – выборочный диктант. Только варианты поменяются местами. Я буду читать словосочетания с деепричастиями и причастиями, и 1-ый вариант будет выписывать словосочетания с деепричастиями, а 2-ой – с причастиями.

Кто не понял как работать? 1-ый вариант деепричастия, 2-ой – причастия. Не забываем выделять суффиксы.

Языковой материал:

Привлеченный светом, мокнувший под дождем, сделав домашнюю работу, увидевши собаку, седеющий старик, ничего не делая,  глядя на них, разросшийся куст, увлекши за собой других.

Слово учителя: инструктирующее слово.

Проверяем работу одноклассников.

Сначала 1-ый вариант с суффиксами причастий. А затем смотрим на словосочетания. Если у вас в тетрадях что-то будет не верно - исправляйте. Все ли верно записала Катя? А Никита?

Оценочное слово учителя.

Слово учителя: инструктирующее слово.

А теперь поработаем со 2-ым вариантом таким же образом.

Оценочное слово учителя.

Слово учителя: сообщающее слово.

Знать суффиксы вам необходимо для того, чтобы потом легче было разбирать слово по составу. Так что, если кто не доучил что-то, доучите обязательно.

А теперь разберем некоторые орфограммы.

Опрос: фронтальный опрос.

-Объясните, почему в слове «привлеченный» мы написали букву Е?  

Данил, слушаем тебя.

- А правильно ли написано слово «шалаш»? Послушаем Алену?

-А деепричастие «увидевши»?  Никита.

Оценочное слово учителя.

Слово учителя: сообщающее слово.

Мы хорошо поработали с  устным заданием, а письменное домашнее задание я проверю к следующему уроку.

Теперь, ребята, мы переходим к изучению новой темы.

Чтобы узнать, какие же признаки у деепричастия от глагола, а какие от наречия, мы поработаем с учебником.

Давайте для начала выясним, почему же эта форма глагола называется деепричастием, и на какие вопросы отвечает.

Слово учителя: педагогическое требование.

Читаем про себя  первые два пункта на 38-ой странице учебника и отвечаем на вопрос: почему же деепричастие так называется?.

Беседа: репродуктивная беседа.

-Так почему деепричастие называется деепричастием

-А на какие вопросы отвечает деепричастие?

Слово учителя: педагогическое требование.

Приведите примеры деепричастий и задайте от них вопрос.

Беседа: репродуктивная беседа.

-От какого члена предложения мы всегда будем задавать вопрос к деепричастию?

- А почему?

-А какой у деепричастия есть опознавательный признак?

Оценочное слово учителя.

 Слово учителя: инструктирующее слово.

Чтобы правильно задавать вопрос к деепричастию мы выполним следующее задание. Обратите внимание на доску. Запишите эти предложения в тетради.

Языковой материал.

Преследуя неприятеля, партизаны вошли в деревню.

Отметив маршрут, туристы устроились на отдых.

Слово учителя: инструктирующее слово учителя.

К доске пойдет выделить грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое), найти деепричастие,  к  нему задать вопрос, и выделить суффикс, Полина

Ребята, вы в тетрадях делаете то же самое.

Беседа: проблемная беседа.

А теперь, Полина, и вы, ребята, вместе с ней, ответьте, что влияет на вопрос, заданный к деепричастию и на его суффикс?

Слово учителя: сообщающее слово.

Верно! Именно вид – это один из признаков, который сохранило в себе деепричастие от глагола.

Слово учителя: инструктирующее слово.

Теперь запишите в свои тетради небольшой заголовок: «Признаки глагола», поставьте ниже цифру «1» и зарисуйте в тетради следующую схему: вид деепричастия:

                         с.в.   н.с.в

          Что сделав?   Что делая?

И придумайте свои деепричастия того и другого вида и запишите их для примера под соответствующими вопросами. Не забывайте везде выделять суффикс.

 Слово учителя: инструктирующее слово:

Давайте проверим, что вы написали.  Задаем вопрос к своему слову и называем его вид и суффикс. (опросить нескольких человек).

Оценочное слово.

Слово учителя: инструктирующее слово.

Теперь обратим внимание на следующие два предложения.

Языковой материал:

Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

Ветер свистел, раздувая золу по всему полю.

Слово учителя: педагогическое требование.

Найдите в предложениях деепричастия.

Беседа: проблемная беседа.

-Есть ли между ними разница?

-Так какой еще один признак сохранило от глагола деепричастие?

 Слово учителя: инструктирующее слово. Анализ языкового материала.

Теперь в тетради ниже схемы напишите цифру «2», запишите «Возвратность» и приведите свои примеры невозвратных и возвратных деепричастий и выделите постфикс -ся-.

Опрос: фронтальный опрос.

Какие примеры записала Даша,  Оля, Никита?

Слово учителя: инструктирующее слово:

Переходим к следующему признаку. Прочитайте в учебнике под третьим пунктом 3-ий подпункт – о переходности-непереходности деепричастий.

Беседа: репродуктивная беседа.

-Что такое переходность глагола?

Приведи пример.

Слово учителя: сообщающее слово

А так как деепричастие сохранило в себе и этот признак, то деепричастия образованные от непереходных глаголов будут только непереходными, а образованные от переходных – переходными. И заметьте, что возвратные деепричастия не могут быть переходными.

Слово учителя: инструктирующее слово.

Запишите в тетради цифру «3». Напишите «Переходность» и приведите примеры переходных и непереходных деепричастий. К переходным приведите примеры с существительным в В.п., как показано в учебнике.

Опросить нескольких человек.

Слово учителя: инструктирующее слово.

Мы переходим к последнему признаку деепричастия, которое оно сохранило от глагола.

Читаем 4-ый подпункт.

Беседа: репродуктивная беседа.

Что это за 4-ая особенность?

Слово учителя: сообщающее слово.

Верно, это способность деепричастий образовывать модели: деепричастие + сущ. и дееприч+ наречие, где деепричастие будет главным словом, от которого мы будем задавать вопрос к сущ. и нареч – зависимым словам.

Слово учителя: инструктирующее слово.

Запишите эту особенность деепричастия под цифрой «4».  Составьте свои примеры словосочетаний моделей деепр+сущ, деепр+нареч. И задайте вопросы от деепричастий к зависимым словам.  По два примера на каждую модель.

Опросить нескольких человек.

Беседа: репродуктивная беседа.

-Что у нас получилось по признакам глагола? Перечисли, Даша.

Оценочное слово.

Сообщающее слово

Нам осталось разобрать признаки деепричастия от наречия. Здесь немного полегче.

Записываем в тетради: Признаки наречия:

Ставим цифру «1».

Беседа: репродуктивная беседа.

-С этим признаком вы уже знакомы с прошлого занятия. Это неизменяемость деепричастий.

А что это значит?

Цифра «2». С этой особенностью мы тоже знакомы еще из определения деепричастия.

- В чем заключается зависимость от глагола?

Сообщающее слово:

Цифра «3» - это новая информация. В предложении деепричастие является обстоятельством. Запишите это без примера предложения. Мы об этом поговорим на другом занятии.

Итак, мы разобрали с вами все признаки деепричастия, которые оно сохранило от наречия и глагола. На самом деле это все очень легко запомнить. Главное – помнить, что деепричастие сочетает в себе две части речи и сохраняет некоторые из их признаков.

А теперь нам нужно научиться разбирать деепричастие по составу.

Беседа: проблемная беседа?

-Как вы думаете, какие трудности могут у вас возникать при морфемном разборе деепричастия? Ведь оно образовано от глагола.

Сообщающее слово:

Верно. Таким образом, нам сначала необходимо  определить, от какого глагола образовано деепричастие, выделить в нем суффикс, а потом найти его в деепричастии. А затем уже выделить суффикс деепричастия.

Слово учителя: педагогическое требование.

-Катя, повтори алгоритм выделения суффиксов в деепричастии.          

Сообщающее слово:

А теперь, чтобы потренироваться в разборе деепричастия по составу, выполним 573-ое упражнение. Саша, читай задание. Кто не понял, как выполнять?

Все работают в тетрадях, а к доске пойдет Алина.

Оценочное слово.

Слово учителя: сообщающее слово.

Ребят, мы с вами очень хорошо потрудились при определении морфологических признаков деепричастия. И теперь еще раз подведем итог. Какие признаки глаголы сохранились у деепричастия?

А какие от наречия?

И чтобы осталось уж совсем в памяти – как определяются суффиксы у деепричастия?

Отдыхайте. Увидимся на следующем занятии.

Образец устного ответа учеников:

-Признаки глагола и наречия.

-Суффикс в деепричастии зависит от вида глагола, от которого образовано деепричастие. Деепричастия, образованное от глагола совершенного вида – сделав, упав, сбежавши. Деепричастия, образованные от глагола несовершенного вида – падая, уплетая, скользя.

Образец записи в тетрадях:

1-ый вариант: в, ши, вши, я, а.

2-ой вариант: вш, нн, ащ (ящ), ущ (ющ), енн, т, им, ем (ом).

Образец записи в тетрадях:

1-ый вариант: сделав домашнюю работу, увидевши собаку, ничего не делая, глядя на них, увлекши за собой других.

2-ой вариант: привлеченный светом, мокнувший под дождем, седеющий старик, разросшийся куст.

Образец устного ответа  ученика.

-Так как это безударная в корне, то можно подобрать проверяемое однокоренное слово – завлечь.

- Правильно, так как это существительное 2 лица, ед. числа.

- Верно. Потому что это глагол второго спряжения, которое входит в слова-исключения.

Образец устного ответа учеников:

-Эта форма глагола называется деепричастием, потому что обозначает добавочное действие по отношению к главному действию. Деепричастие  образовано от «причастное к действию».

-Что делая? Что сделав?

Образец ответа учеников:

-падая  - что делая?, убежавши – что сделав?, проткнув – что сделав?

-От сказуемого.

Деепричастие – от «причастное к действию», тка как оно дополняет глагол-сказуемое.

-Деепричастие можно заменить на глагол.

Образец записи:

Преследуя (дееприч.)

неприятеля, партизаны вошли в деревню.

 (Вошли (что делая?) преследуя).

Отметив (дееприч) маршрут, туристы устроились на отдых.

(Устроились (что сделав?) отметив)

Образец ответа:

-На вопрос  и суффикс влияет вид глагола, от которого образовано деепричастие.

Образец записи учеников:

1. Вид. с.в. сделав, смыв, убрав, крикнувши и т.д.; н.с.в. убегая, прилетая, забывая и т.д.

Образец устного ответа:

У одного из них есть постфикс (или возвратный суффикс –ся-)

-Возвратность.

Образец записи:

2. Возвратность. Невозвратные: улетая, выстрелив, покинув, простонав. Возвратные: умывшись, коснувшись, переодевшись, забывшись

Образец устного ответа:

Переходность – это св-во глагола присоединять к себе сущ. в В.п без прелога.

Убрать мусор, принести ведро, вымыть окно и т.д.

Нет таких примеров.

Образец записи в тетради:

3. Переходность. Переходные:

Читать книгу – читая книгу, писать дневник, написав дневник. Непереходные:  одеваться – одевшись, питаться – питавшись.

Образец устного ответа:

Это способность иметь зависимое имя существительное и наречие.

Образец записи:

Деепр.+нар.: сделав задание (как?) быстро, вымыв окна (как?) начисто.

Деепр+ сущ.: почистив (что?) зубы, присев (на что?) на стул.

-Деепричастия никак не изменяются, у деепричастий нет окончания.

-Деепричастие – «причастное к действию», оно зависит от глагола-сказуемого, как и наречиею Именно от глагола мы задаем вопрос к деепричастию

Образец устного ответа:

-Так как деепричастие образовано от глагола, то сначала нам необходимо разобрать все его части слова, а потом выделять суффикс, который помог в образовании деепричастия.

Образец устного ответа:

-Смотрим, от какого глагола образовано деепричастие. Находим суффикс в его составе. Затем переносим этот суффикс на деепричастие. А уже потом выделяем суффикс самого деепричастия.

Похожие материалы

Информация о работе