Системы радиотеленаведения. Временные импульсные системы радиотеленаведения. Структурные схемы систем управления в радиолуче, страница 6

Автопилот

                 Рисунок 5.5 -  Функциональная схема координатора теленаведения

Функциональная схема бортового измерителя рассогласования (БИР) отличается от такого же устройства РЛС на КП лишь наличием канала выделения опорного сигнала.

            Функциональная схема РЛС КП содержит блок формирования опорного сигнала (ФОС), в котором производится модуляция импульсной последовательности синхроимпульсов напряжением опорного генератора (ГОН), вращаемого синхронно с излучателем мотором вращения луча (МВЛ).

            Функциональная схема БИР содержит ПРМ со схемой АРУ, детектор сигнала ошибки (ДСО), блок выделения опорного сигнала (ВОС) и фазовые детекторы (ФД), на выходах которых образуются напряжения, пропорциональные углу рассогласования                   и      ЛА относительно равносигнальной линии  управляющей РЛС. Применение АРУ определяется большим динамическим диапазоном сигналов на входе ПРМ БИР, пропорциональным (если не учитывать амплитудных флюктуаций) отношению

       .                          (5.10)                                                                                         

В автопилот входят гироскопы (ГП), измеряющие углы тангажа, рыскания и крена, и соответствующие рулевые тракты (РТ). Измерение угловых координат методом конического сканирования подробно изучено вами в дисциплине «Радиолокационные системы».

Несмотря на отсутствие необходимости в измерении дальности до цели, РЛС слежения снабжается автоселектором дальности, что позволяет открывать ПРМ только на время прихода сигнала от одной цели. В случае, если цель несет на себе помеху самоприкрытия, селекция целей по дальности становится невозможной, но где бы не находился строб дальности, открывающий ПРМ РЛС,  напряжение помехи поступит на блоки системы АСН и благодаря модуляции помехи сканированием ДН приемной антенны носитель помех будет сопровождаться по направлению практически с той же точностью, что и отражающая цель.

Как уже отмечалось, для передачи опорного сигнала  на борт ЛА используют дополнительную модуляцию зондирующего сигнала по любому параметру, кроме амплитуды, так как амплитудная модуляция несет информацию о рассогласовании по углу. Может быть использована частотно-импульсная модуляция или, например, передача в моменты перехода опорной синусоиды через нуль специальных синхроимпульсов, отличающихся от зондирующих либо длительностью, либо кодированием.

ПРМ БИР принимает сигналы КП антенной, расположенной в хвостовой части ЛА, что создает трудности из-за прохождения ЭМИ через ионизированную плазму факела двигателя.  Характеристики ослабления сигнала зависят от длины волны излучения, вида сжигаемого топлива, типа реактивного двигателя и ряда иных параметров. Среднее значение ослабления может достигать нескольких десятков децибел. Существенное влияние на точность наведения оказывают флюктуации сигнала при ослаблении в факеле, вызываемые рысканием ЛА на курсе, турбулентностью газов внутри факела и другими причинами, причем глубина паразитной модуляции может существенно превышать 50%, а интенсивная часть спектра флюктуаций может лежать вблизи частоты сканирования, создавая заметный уровень флюктуационных помех в полосе пропускания контура управления.

К числу еще одной особенности работы радиоаппаратуры в радиолуче относится работа на стартовом участке. После пуска снаряда, когда действует автономная система управления, устойчивый переход на радиоуправляемый полет в узком радиолуче возможен лишь при определенных углах подхода снаряда к лучу. При больших углах возможен «проскок» снаряда через луч, при малых – длительное пребывание в зоне действия боковых лепестков. Последние могут образовывать ложные равносигнальные направления, препятствующие сближению снаряда с главным равносигнальным направлением. Нарушение нормальной работы бортовой аппаратуры при вхождении в луч может происходить и при отсутствии или весьма низком уровне боковых лепестков за счет прерывистого облучения снаряда вблизи конуса сканирования. В этом случае принимаемые сигналы имеют вид пачек, повторяющихся с частотой сканирования. Потеря чувствительности ПРМ после прохождения сильной пачки приводит к прерывистой  работе канала формирования сигнала ошибки и искажает работу органов управления снарядом.