Общие сведения о радиосредствах ближней навигации

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Лекция 18  ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАДИОСРЕДСТВАХ  БЛИЖНЕЙ

НАВИГАЦИИ

Назначение РБН — определение местоположения ВС на расстояниях, не превышающих дальности прямой видимости. К числу РБН относятся системы ближней навигации и автома­тический радиокомпас с соответствую­щими наземными радиопередающими станциями.

Состав систем ближней навигации (СБН): наземный радиомаяк и бор­товое оборудование, позволяющие по­лучить в пределах зоны действия ин­формацию  об  азимуте и (или) дальности ВС на его борту и на радиомая­ке или только на борту ВС. Для ра­боты СБН выделены участки диапа­зона частот в метровом и дециметро­вом диапазонах радиоволн.

В соответствии с выполняемыми функциями в СБН выделяют каналы азимута и дальности. Каждый из каналов включает наземный радиомаяк и бортовое оборудование.

Радиомаяки (РМ) формируют и излучают сигналы, по которым опре­деляются характеризующие местопо­ложение ВС навигационные парамет­ры. РМ устанавливают в пунктах с известными координатами. В зависи­мости от назначения различают азимутальные, дальномерные и азиму-тально-дальномерные РМ.

Бортовое оборудование ВС пред­назначено для приема, усиления, об­работки сигналов азимутальных (азимутально-дальномерных) РМ с целью определения азимута, а также для формирования запроса дальности, приема, усиления и обработки полу­ченного от дальномерного (азиму-тально-дальномерного) РМ ответа дальности с целью определения рас­стояния до РМ. Информация об ази­муте и дальности выдается на индика­торы экипажа и в ЦВМ навигацион­ного комлекса для определения мес­тоположения ВС и решения навига­ционных задач. Бортовое оборудова­ние отечественной и зарубежных СБН несовместимо по диапазону час­тот и формату сигналов. При полетах по зарубежным трассам азимут опре­деляется каналом УОК навигационно-посадочной аппаратуры КУРС МП, а дальности — отдельным самолетным радиодальномером.

Автоматический радиокомпас

(АРК) представляет собой РНУ, устанавливаемое на ВС и предназначенное для определения курсового угла радиостанции (КУР). Информация о КУР отображается на индикаторах экипажа и используется в основном для привода ВС в точку расположе­ния радиостанции, а также для грубо­го определения места ВС. Автомати­ческие радиокомпасы работают в гектометровом и частично в километ­ровом диапазонах волн.

Радиостанции, используемые для совместной работы с АРК, представ­ляют собой приводные радиостанции непрерывного излучения, устанавли­ваемые в пунктах с известными координатами или радиовещательные станции соответствующего диапазона

 


Рис.  3.1.  Определение    места  ВС   в угломерно-дальномерной РСБН:

С — северное направление меридиана; РМ — радиомаяк; А—азимут; Д — даль­ность

Типы РБН отличаются видом на­вигационных параметров, представля­ющих собой азимут и дальность до РМ (СБН) или курсовой угол радио­станции (АРК). Соответствующие си­стемы местоопределения называют азимутально-дальномерными и угло­мерными.

Азимутально-дальномерные СБН создают сетку линий положения ЛП, представляющих собой радиальные линии (линии равных азимутов) и ок­ружности (линии равных дальностей), в точке пересечения которых находит­ся искомое место ВС (рис. 3.1). Третья координата ВС — высота по­лета определяется с помощью высото­мера, не входящего в состав РБН.

Угломерная система, которая мо­жет быть построена на основе АРК и двух радиостанций, создает линии по­ложения, представляющие собой ра­диальные прямые, соответствующие постоянному значению КУР (рис. 3.2). Для определения местоположе­ния ВС необходимо знание курса ВС ■ф и магнитных склонений в точках расположения как ВС, так и пеленгу­емых радиостанций. Малая точность местоопределения с помощью АРК не отвечает требованиям самолетовожде­ния и является следствием как большой погрешности самого радиокомпаса, так и увеличения линейной погрешности с удалением от РЛС.

 


Рис. 3.2. Определение места ВС с помощью АРК и двух радиостанций РС

(С — северное направление меридиа­на; ПОВС — продольная ось ВС)

Информативный параметр сигнала дополнительный классификационный признак РБН. Во всех СБН расстояние определяют временным методом по времени запаздывания импульса ответа относительно импульса запроса дальности. Для определения азимута в СБН применяют как временные, так и фазовые РНУ. В первых из них ин­формация об азимуте заложена в сдвиге по времени импульса (азиму­тальный сигнал), который принимает­ся на ВС, относительно сигнала нача­ла отсчета времени, излучаемого РМ и соответствующего нулевому азимуту (северный сигнал). В фазовых РНУ информация об азимуте содержится в фазовом сдвиге огибающей сигнала, принимаемого на ВС, относительно опорного сигнала, излучаемого РМ и соответствующего азимуту, равно­му 0.

Информативный параметр сигнала АРК представляет собой коэффици­ент глубины модуляции формируемо­го в АРК напряжения, значение ко­торого пропорционально значению КУР, а фаза модуляции зависит от знака КУР.

Похожие материалы

Информация о работе