Общие сведения о радиосредствах ближней навигации, страница 4

В бортовом  оборудовании  канала азимута (рис. 3.5, в) принятые антен-


 


Рис. 3.5. Канал азимута РСБН:

а — диаграммы   направленности   антенной   системы   РМ;   б — сигналы   на   выходе  детектора бортовой аппаратуры;  в — упрощенная структурная схема бортовой аппаратуры


ю -в -е -ь -2   о   г   и   ее   ю ?


нои сигналы радиомаяка усиливаются в приемнике Прм и поступают на бло­ки выделения азимутального сигнала БВАС и северного сигнала БВСС. Северный сигнал включает, а азиму­тальный сигнал выключает измеритель времени ИВ. Азимут определяется как Л=ФВр^А и при известной посто­янной ^вр прямо пропорционален из­меренному времени 1а.

Азимутальные сигналы (рис. 3.6), принимаемые на ВС, имеют форму сдвоенного колоколообразного им­пульса и следуют с частотой Ра.с = = /гвр = 1,66 Гц. Для уменьшения влияния шумов приемника время (а отсчитывают по азимутальному им­пульсу АИ, который формируют в точке, находящейся на уровне 0,5 на заднем фронте первого импульса АС, где крутизна огибающей максималь­на. Погрешность, возникающая из-за смещения АИ относительно минимума АС, постоянна, равна 1° и компенси­руется при определении азимута.

Опорный сигнал, излучаемый нена­правленной антенной радиомаяка, со­держит две последовательности им­пульсов, которые по числу импульсов, приходящихся на один оборот ДН-1, называют опорными сигналами 35 и 36. В момент начала отсчета времени импульсы обеих последовательностей совпадают, что используют для фор­мирования северного сигнала СС. Им­пульсы 36 следуют через каждые 10° оборота антенны с частотой /'зб = = 60 Гц. Частота следования импуль­сов 35/7з5 = 58 1/3 Гц. Разность Гзе— —Р?,5 равна частоте вращения антен­ны /'вр.

Измеритель времени (А основан на использовании цифрового метода, т. е. на определении числа счетных импульсов за интервал между СС и АИ. При известном периоде следова­ния счетных импульсов Тс.я их число N служит мерой азимута: Л = = Овр7'с.иЛ^. Погрешность дискрет­ности отчета определяется 7"с.н и при частоте следования, равной 30 кГц, составляет 0,02°. Для определения азимута в пределах 360° требу­ется пятнадцатиразрядный счетчик (число разрядов счетчика п = = 13,322 1йх[, где * = 360/0,02, а знак ] ■ [ означает ближайшее большее це­лое число). Первые десять разрядов выполняют функцию точного 10  -8  

Рис. 3.6. Азимутальный сигнал АС и' соответствующий ему азимутальный импульс АИ

В бортовой аппаратуре измерения азимута (рис. 3.7) счетные импульсы, вырабатываемые стабилизированным генератором ГСИ, подсчитываются десятиразрядным счетчиком Сч-1. Им­пульсы переполнения этого счетчика (соответствующие 10° по азимуту) считает Сч-2. Счетчик Сч-1 с некото­рым упреждением переполнения вы­рабатывает импульс запуска строба 36 для схемы контроля и управления СКУ-1. В этой схеме фиксируется мо­мент совпадения строба 36 с очеред­ным опорным сигналом 36. В момент совпадения счетчик Сч-1 устанавлива­ется на нуль. Поэтому начальные по­казания Сч-1 всегда привязаны к опорным сигналам 36, т. е. к десяти­градусным интервалам поворота ДН-1 по азимуту.

Счетчик Сч-2 при приближении записанного в нем числа к значению, соответствующему 180°, вырабатыва­ет импульс запуска строба 180 в схе­ме СКУ-2. В пределах этого строба появляется опорный сигнал 36 (соот­ветствующий углу поворота ДН-1, равному 180°) и опорный 35, следугащий за сигналом 36 с интервалом, со­ответствующим (36/7)°. В момент прихода ближайшего к 180° опорного 35 в СК.У-2 вырабатывается импульс установки  Сч-2 в положение аким образом, для синхрониза­ции счетчиков с вращением ДН-1 ис­пользуется привязка показаний Сч-1 и Сч-2 к значениям углового поворо­та ДН-1 соответственно на 10 и 180°. Приходящий АИ поступает на СКУ-3 и разрешает работу схем переписи СП содержимого счетчиков в запоми­нающее устройство ЗУ. Записанное в ЗУ число определяет азимут ВС и меняется только при поступлении следующего АИ. Схемы СКУ исполь­зуют для контроля наличия сигналов радиомаяка с целью индикации ра­ботоспособности  аппаратуры.