Общие сведения о радиосредствах ближней навигации, страница 2

Типы СБН различают по виду ин­формативного параметра сигнала, ис­пользуемого для определения азиму­та, по формату сигнала, служащего для определения дальности, а также по структуре системы в целом. Наи­большее распространение в ГА полу­чила отечественная система РСБН, используется также стандартизиро­ванная 1САО зарубежная система УОКДЭМЕ.

Система РСБН — азимутально-дальномерная система ближней навигации, основанная на временном методе определения азимута и дальности. В состав системы входят азимутально-дальномерные РМ и бортовое обо­рудование, которое служит для полу­чения информации об азимуте и даль­ности (каналы азимута и дальности). Система работает в диапазоне дециметровых волн на частотах 770— 1000 МГц. Отличительная особенность системы — обеспечение наземного на­блюдения воздушной обстановки, определения координат и опознавания ВС (канал индикации), а также выполнение бортовым оборудованием функций аппаратуры посадки при наличии посадочных радиомаяков дециметрового диапазона волн (канал посадки).

Каждый АДРМ является самостоятельным, не связанным с другими АДРМ устройством, и выполняет следующие функции:

излучает сигналы, необходимые для определения азимута на борту ВС;

принимает запросные сигналы с ВС и излучает ответные сигналы, необходимые для определения даль­ности на борту ВС;

излучает запросные сигналы и принимает ответные сигналы с ВС, необходимые для отображения положения ВС на наземном ИКО;

излучает позывные сигналы для опознавания АДРМ.

Система VОR/DМЕ относится к классу азимутально-дальномерных и использует фазовый метод при определении азимута (канал VОR) и временной метод при определении дальности (канал дальности). Система образуется при территориальном совмещении азимутального РМ типа VОR и дальномерного РМ типа DМЕ. Азимутальные и дальномерные РМ используются и как самостоятельные РБН, образуя соответственно угломерную или дальномерную СБН. На борту ВС для определения азимута и дальности служат отдельные устройства. Азимутальный РМ работает в диапазоне метровых волн на частотах 108...118 МГц, а дальномерный — в дециметровом на частотах 960... 1215 МГц.

Общие особенности СБН заключаются в активном характере режима работы бортового оборудования при определении дальности, независимости точности определения местоположения от углового положения ВС относительно РМ и в существенной зависимости погрешности определения местоположения от дальности до РМ.

Активный режим работы дальномерного оборудования связан с заложенным в него принципом «запрос — ответ», при котором бортовое обору­дование излучает сигнал запроса дальности, а дальномерпый РМ (ответчик) излучает сигнал ответа после приема запроса. Эта особенность приводит к необходимости радиопередающего устройства на ВС и ограничению пропускной способности РМ, а следовательно, и системы в целом. Физической причиной ограничения пропускной способности является средняя мощность, на которую рассчитан передатчик РМ. При заданной мощно­сти импульса сигнала ответа средняя мощность тем больше, чем больше ответных сигналов излучает РМ. При определенном числе ответов средняя мощность превышает допустимую. Для предотвращения такого явления в аппаратуре РМ предусматривают меры по ограничению числа ответов в единицу времени.

Независимость точности определения местоположения от углового по­ложения ВС относительно РМ объясняется характером линий положения, угол пересечения которых в угломерно-далыюмерной системе всегда по­стоянен и равен 90°.

Зависимость погрешности местоопределения от дальности до РМ явля­ется фактором, приводящим к сокра­щению    зоны    действия    угломерно-дальномерной системы по сравнению с дальномерной. С увеличением рас­стояния до РМ возрастает линейная погрешность, а Д А — погрешность опре­деления азимута, что сопровождается ростом погрешности местоопределения ДМП  (рис. 3.3).