Экспериментальные разработки систем моделей, страница 3

Для согласования отраслевых и региональных решений используются зависимости выпусков продукции и затрат на их производство от величин выделяемых региональных ресурсов. Построение этих зависимостей основано на параметрическом решении отдельных отраслевых задач развития и размещения производства. Другой вид зависимостей, используемых для согласования решений, составляют затраты региональных ресурсов как функции масштабов производства на предприятиях региона. Уточнение внутрирегиональных пропорций происходит с использованием внутрирайонной пространственной модели, учитывающей тер­риториальную дифференциацию факторов размещения внутри района, агломерационный эффект (возникающий при совместном размещении предприятий разных отраслей), нелинейность затрат на локальные ресурсы.

Эволюция концепций системного моделирования. К середине 70-х годов определилось главное направление прикладных разработок по системному моделированию экономики – подготовка к включению отдельных моделей и комплексов моделей в автоматизированную систему плановых расчетов (АСПР) Госплана СССР и Госпланов союзных республик. В эскизный проект АСПР Госплана СССР, утвержденный в 1977 г., было включено четыре альтернативных проекта системного моделирования. Предполагалось, что после научной доработки и опытной эксплуатации один - два варианта (или их модифицированная комбинация) будут включены во вторую очередь АСПР. Однако этого не произошло. Ни одну из предлагавшихся экспериментальных систем моделей народнохозяйственного планирования в полной мере реализовать не удалось. Усилившаяся работа по включению моделей в реальный процесс планирования дала новое понимание требований, предъявляемых к отдельным моделям и комплексам моделей, выявила ряд неприемлемых методических, организационных и других предпосылок и свойств первоначальных проектов системного моделирования. Отметим типичные их недостатки.

Во-первых, это итеративный процесс получения согласованных решений для всего народного хозяйства и каждой его подсистемы в отдельности.

Во-вторых, это слишком "глобальный" характер разрабатывающихся систем моделей планирования, неприспособленность их для исследования отдельных важных проблем, в том числе различными пользователями,

В-третьих, это трудности поэтапного ввода в действие предлагавшихся систем моделей. Дело в том, что в соответствии с их архитектурой готовность системы к работе лимитировалась готовностью последнего конструктивного элемента, например модели какой-либо отрасли или какого-либо региона; система моделей могла начать функционировать, как правило, только при полном наборе всех ее элементов, включая соответствующее информационное, программное и математическое обеспечение. Но, как известно, положение с разработкой различных экономико-математических моделей далеко не одинаково и поэтому ориентация на "замыкающих" разработчиков сильно сдерживает возможности комплексирования полностью готовых элементов, затягивает апробацию завершенных связок (комплексов) моделей.

В-четвертых, внедрение сложных многоуровневых и многоаспектных модельных комплексов сдерживалось слабой заинтересованностью планово-управленческих органов и их функциональных подразделений. Даже в Госплане СССР не находилось такого отдела, который мог бы эксплуатировать какую-либо систему моделей в целом.

Со второй половины 70-х годов в ЦЭМИ АН СССР, НИЭИ и ГВЦ при Госплане СССР, ИЭиОПП СО АН СССР постепенно вырабатывались новые представления о ближайших задачах системного моделирования народного хозяйства. Наиболее существенные продвижения были связаны с разработкой специализированных модельных комплексов, учитывающих технологию планирования и предплановых исследований, возможности информационного, математического, технического обеспечения и профессиональную подготовленность пользователей.