 (9.9)
                           (9.9)
Второй способ ориентирован на сумму абсолютных уровней за период:
 (9.10)
    (9.10)
Величина  есть средняя арифметическая из
последовательных цепных абсолютных
приростов, взвешенная по их порядковым номерам, взятым в обратной последовательности[3]. Зная (или задав) значение
 есть средняя арифметическая из
последовательных цепных абсолютных
приростов, взвешенная по их порядковым номерам, взятым в обратной последовательности[3]. Зная (или задав) значение  , можно
определить сумму значений интересующего показателя за T лет:
, можно
определить сумму значений интересующего показателя за T лет:
 (9.11)
                     (9.11)
Показатели  и
 и  равны
между собой, если последовательные абсолютные приросты постоянны (рост по линейному
закону). При последовательном увеличении цепных абсолютных приростов
 равны
между собой, если последовательные абсолютные приросты постоянны (рост по линейному
закону). При последовательном увеличении цепных абсолютных приростов  >
>  и наоборот.
 и наоборот.
Второй показатель среднего абсолютного прироста имеет особое значение для характеристики динамики капитальных вложений, поскольку пятилетний план включает задание по объему капитальных вложений за пять лет. Сравнение показателей средних абсолютных и относительных приростов дается в табл. 9.4.
Таблица 9.4
Средние абсолютные приросты и средние темпы прироста капитальных вложений в народное хозяйство СССР (в сопоставимых ценах)
| Период | Абсолютные приросты, млрд. руб. | Темпы прироста, % | ||
| 
 | 
 | 
 | 
 | |
| Седьмая пятилетка (1961-1965 гг.) | 3,32 | 2,83 | 6,17 | 5,56 | 
| Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) | 5,60 | 5,13 | 7,51 | 7,28 | 
| Девятая пятилетка (1971-1975 гг.) | 7,26 | 6,83 | 6,87 | 6,82 | 
| Десятая пятилетка (1976-1980 гг.) | 4,48 | 5,21 | 3,27 | 3,86 | 
| Одиннадцатая пятилетка (1981-1985 гг.) | 8,48 | 5,91 | 3,53 | 3,72 | 
Средний темп роста. Задачам обобщенной оценки интенсивности экономического развития в наибольшей степени отвечают две модификации среднего темпа роста: среднийгеометрический и средний параболический (полиномиальный).
Первый показатель ориентирован на общий темп роста за период и представляет собой среднюю геометрическую из последовательных цепных темпов роста:
 (9.12)
(9.12)
Второй показатель ориентирован на сумму динамического ряда. Задача ставится
следующим образом: определить темп роста, при котором исходя из начального
уровня можно получить заданную сумму уровней за период (т.е. известны  и
 и  ). Тогда
). Тогда
 определяется решением уравнения
 определяется решением уравнения
 (9.13)
           (9.13)
Величина  — это положительный корень данного
уравнения (параболы T-го порядка). При Т> 2 уравнение не имеет
аналитического решения.
Поэтому вычисления
 — это положительный корень данного
уравнения (параболы T-го порядка). При Т> 2 уравнение не имеет
аналитического решения.
Поэтому вычисления  осуществляются приближенными
методами, (в частности, методом Ньютона) или
же по специальной таблице[4].
 осуществляются приближенными
методами, (в частности, методом Ньютона) или
же по специальной таблице[4].
Средний темп  зависит только от
крайних значений ряда, темп
 зависит только от
крайних значений ряда, темп  — от всех значений. Если цепные темпы роста постоянны в течение
всего периода, то
— от всех значений. Если цепные темпы роста постоянны в течение
всего периода, то  =
= .Если
цепные темпы уменьшаются, то
.Если
цепные темпы уменьшаются, то  <
<  .и наоборот.
.и наоборот.
[1] В теоретических моделях экономической динамики исследуются также бесконечные траектории: .
[2] Этим формам регистрации времени соответствуют два типа уравнений динамических моделей: конечно-разностные и дифференциальные.
[3] Вывод формулы см. в [2. С. 29-30].
[4] Фрагмент из таблицы для определения средних параболических (полиномиальных) темпов роста приводится в ДМНХ, с. 16. См. также: Казинец Л. С Темпы роста и абсолютные приросты. М.: Статистика, 1975. С. 183-187; Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. 2-е изд. М.: Статистика, 1977. С. 191.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.