Основные макроэкономические пропорции. Масштабы и динамика экономического роста, страница 2

Различ. темы удорож. разл. групп тов. и услуг. В целом ур-нь цен на непродю тов.изм-ся медленнее, чем чены на прд-вие.

Одна из проблем сейчас - переход на новую сис-му оплаты жилья. 

Основной идеей либ-ции цен было- свод. ценообр-ние способно стимулировать рост пр-ва т. и у., ликвидировать их дефицит.Также были явными основания для ускорения радикальных реформ.

Посл-ия либ-ии цен.

·  Усиление процесса ломки старых хоз. связей

·  Оптовики сильно поднимают цены, пред-ия не могут реализовать прод-цию — кризис неплатежей

·  Отсутствие стимула со стороны платежеспособного спроса

·  Возможности развития  и роста монополий (свобю цены, монополии этим пользуются)

инфляция

Определ.-ми явл. цены на с/х пр-цию, на сырье и энергоресурсы.Они влияют на цены КП. Либерализ. цен и введение своб. цен привели ко многим негативным последствиям, поэтому необходима сис-ма рег-ия цен. 

Важно применение не отдельных ценовых регуляторов или разрозн. дотационных и компенсационных мероприятий, а комплексной сис-мы цен в зав-ти от конкр. эк. условий.

Так, например, в АПК предлагается сис-ма цен:

·  Свободные (рын.) цены (D=S)

·  Гос. гарантированные закупочные цены

·  Залоговые ставки

·  При резком повыш. цен и обострении дефицитиа гос-во проводит тов. интервенции; интервенции цен (скупается пр-ция по расчетным ценам, чтобы потребители ориентировались отн-но их уровня)

·  Определяются рекомендуемые цены

·  Регулирование доходности торговли (пред. торг. наценки, методы налогообл., идм. методы)

·  Установление лимитных цен и тарифов

·  Для отд. видов пр-ции рассчитыается пороговая  цена

·  Ч/з рег-ие тамож. пошл. рег-ие цен на импортную пр-цию 

·  Дотации из бюджетных средств

·  Активизируется реализация пр-ции непоср. через пред.-произ-лей, минуя посредников- умень. темпов роста цен.

Некоторые аналог. методы примен-ся и в отн-ии э/э и сырья. Важную роль играет рег-ие цен на пр-цию монополий.

Бюджетный дефицит и гос. долг. Фед. бюджет РФии 1995.

В 1993г. дефицит фед. бюджета составил 20% от ВВП, в 1994 достиг 10.4 ВВП, больш. часть которого была профинансирована кредитами ЦБР(более 70% бюдж. дефицита) и отчислениями от прибыли ЦБР. Около 10% деф. было покрыто за счет продажи гос ценных бумаг. В 1995г. дефицит предусмотрен на уровне 7,8% ВВП. Согласно принятому фед. бюджету дефицит должен финансироваться за счет гос. ценных бумаг, а не за счет инфляционных источников. Правит-тво главной своей задачей ставило стабилизацию цен, что создало бы приемлемые источники инвестиций. В 1995г. бюджетная политика правительства была жесткой. Согласно закону о фед. бюджете фед. расходы в 1995г. планировались на уровне 26,7% ВВП. В первой половине года этот показатель был равен 17% ВВП. Бюдж. дефицит за тот же срок составил 3,2% ВВП, кредиты ЦБР для его покрытия использовались намного меньше, чем за тот же период предыдущего года. Вначале предполагалось, что КО обеспечат 30трлн.руб. займа, но в марте эмиссия КО была приостановлена, т.к. Минфин посчитало их инфляционным источником покрытия деф. гос. бюджета. Поступления от внешних источников в первой половине года было также значительно меньше запланированных (5трлн.руб. против запланированных 42,6). поэтому правительство было вынуждено финансировать деф. гос. бюджета за счет увелечения выпуска ГКО вдвое против запланированого(70трлн.руб.). Чистый доход от продажи ГКО намечалось довести до 30трлн.руб. за счет повышения доли шестимесячных облигаций до 50%, а годовых до 20%. Объем рынка гос. ценных бумаг к концу года составил 75трлн.руб. Такая сумма как составляющая гос. долга не так уж и велика по отношению к ВВП. Проблема заключается в краткосрочности ГКО, правительство должно каждый месяц продавать и погашать огромное кол-во облигаций. В отдельные месяцы темпы прироста этого долга составили 0,5% ВВП. За счет рынка ГКО-ОФЗ правительству удалось привлечь 30трлн.руб. для фин-вания деф. гос. бюджета, что составило 50% дефицита.