Нормативный подход к прогнозированию и планированию потребления

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

5.4. Нормативный подход к прогнозированию и планированию потребления

Дескриптивный подход к моделированию потребления, основанный на изучении поведения потребителей в условиях товарно-денежных отношений, в принципе не способен решать ряд проблем планирования сферы потребления, особенно для долгосрочного периода. Во-первых, многие виды благ имеют нетоварную форму распределения (жилье, общественные фонды потребления, частично нормированное распределение ряда предметов потребления и т.д.). Во-вторых, вследствие ряда причин (изменение ценностных представлений в обществе, появление новых видов потребительских благ и т.д.) возможности экстраполяции выявленных закономерностей фактического поведения потребителей уменьшаются по мере расширения горизонта планирования. Принципиальную недостаточность анализировавшихся в 5.2, 5.3 типов моделей должен компенсировать нормативный подход.

В основе нормативного подхода к планированию структуры и динамики потребления лежит концепция удовлетворения рациональных, разумных потребностей, измеряемых соответствующими целевыми нормативами. В гл. 2 обосновывалось, что минимизация срока достижения уровня рациональных нормативов (условно — "идеального" состояния) является одним из общих критериев оптимизации развития экономики. Там же рассматривалось понятие дерева целей — инструмента программно-целевого планирования, использующего иерархическую систему функциональных и предметных целевых нормативов.

Рациональные нормативы характеризуют современные научные представления об уровнях разумных потребностей по основным группам предметов потребления и потребительских услуг (см., например, табл. 5.1). Они учитывают комплекс физиологических, психологических, экологических, социальных факторов, определяющих "качество" жизни. Разработка рациональных нормативов не ставит задачу строгой регламентации потребления по всему ассортименту продуктов и услуг, а определяет только ориентацию для развития потребления и производства[1]. Безусловно, что под влиянием изменения социальной среды и новых знаний о человеке и обществе рациональные нормативы должны корректироваться.

Как инструменты планирования рациональные нормативы применяются не по отдельности, а системно. Например, из табл. 5.1 видно, что по некоторым продуктам питания (хлебу, картофелю, сахару) фактическое потребление в настоящее время превышает рациональное. Но из этого, разумеется, не следует целесообразность немедленного снижения фактического потребления, поскольку это неизбежно отразится на общем уровне потребления. Такое снижение допустимо только при одновременном продвижении к рациональным нормам объемов потребления других (взаимозаменяемых) продуктов[2].          '

Таблица 5

Рациональные нормативы потребностей и степени их насыщения

Виды потребительских благ

Рациональный норматив

Объем потребления (наличия) в 1985 г.

Степень насыщения, %

А. На душу населения в год

Хлеб и хлебопродукты, кг

110

133

121

Картофель, кг

97

104

107

Овощи и бахчевые, кг

146

102

70

Фрукты свежие, кг

113

46

41

Сахар, кг

40

42

105

Мясо и мясопродукты, кг

82

61

75

Молоко и молочные продукты, кг

405

323

80

Ткани — всего, кв. м

50

37

74

Трикотаж верхний, шт.

4,0

2,1

53

Обувь кожаная, пар

3,6

3,2

89

Б. На 100 семей, шт.

Радиоприемники и радиолы

250

96

38

Телевизоры

135

97

72

Холодильники

110

91

83

Швейные машины

98

65

66

Стиральные машины

72

70

97

Нормативы рационального потребления, сведенные в систему и рассчитанные для определенного типа семей (включая и средний), образуют рациональный потребительский бюджет. Исходя из современных представлений, такому бюджету соответствует месячный среднедушевой доход в 220-235 руб., что примерно в 2 раза превышает уровень среднего фактического бюджета. При этом рациональный потребительский бюджет охватывает не только потребление платных материальных благ и услуг, но и нормативы жилищной обеспеченности, бесплатных и льготных услуг за счет общественных фондов потребления. Потребительские бюджеты (как фактические, так и рациональные) дифференцируются по социально-демографическим группам. Одна из важных задач социальной политики заключается в том, чтобы для наименее зажиточных слоев населения гарантировалось достижение минимального потребительского бюджета (или прожиточного минимума)[3].

Построение рационального потребительского бюджета и входящих в него рациональных нормативов в существенной мере опирается на современную структуру потребления "опережающих" групп населения (не только по доходам, но и по культурно-образовательному уровню и другим характеристикам социального статуса). Таким образом, нормативный подход использует результаты дескриптивного подхода к изучению потребления, в частности модели поведения потребителей и функции покупательского спроса. С другой стороны, представления о рациональном потреблении должны активно применяться для регулирования покупательского спроса и нетоварного потребления посредством научной пропаганды, цен (стимулирующих или препятствующих), рекламы и антирекламы.

Литература

1.  Вальтух К.К. Целевая функция потребления: анализ и практическое использование. Новосибирск: Наука, 1980.

2.  Введение в теорию и методологию системы оптимального функционирования социалистической экономики. М.: Наука, 1983. Раздел 2.

3.  Константинов В.М. Моделирование роста народного благосостояния в народно хозяйственных планах и прогнозах. М.: Наука, 1986.

4.  Маленво Э. Лекции по микроэкономическому анализу. М.: Наука, 1985. Гл. П.

5.  Райцин В.Я. Модели планирования уровня жизни. М.: Экономика, 1987.

6.  Система экономико-математических моделей для анализа и прогноза уровня жизни. М.: Наука, 1986.

7. Шевяков А.Ю., Кирута А.Я. Моделирование сбалансированности и согласования плановых решений в сфере народного благосостояния. М.: Наука, 1986.



[1] Предпринимавшиеся в 50—60-х годах попытки оптимизации структуры потребления только по физиологическим параметрам ("задача диеты"), а также нормирования ассортимента непродовольственных товаров на основе только физических характеристик ("задача о рациональном гардеробе" и т.п.) себя не оправдали.

[2] Вопрос о выборе траекторий движения от фактического потребления к рациональному рассматривается в 8.2.

[3] Расчеты показывают, что для достижения показателей среднего рационального потребительского бюджета к 2000 г. необходимо поддерживать среднегодовые темпы увеличения ресурсов для потребления на уровне 4,5%. При таком темпе показатели рационального бюджета для всех групп населения могут быть достигнуты примерно в 2010 - 2015 гг.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Экономика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
60 Kb
Скачали:
0