Аудит операций по реализации продукции, работ, услуг и расчетов с покупателями и заказчиками, страница 4

4.4. Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками

Используемые документы: 3-7, 19-25

Аудитору следует ознакомиться с результатами инвентаризаций расчетов с покупателями и заказчиками, проведенных предприятием в проверяемом периоде. Для этого целесообразно применять следующие процедуры:

а) ознакомиться с приказами (постановлениями, распоряжениями) руководителя предприятия о проведении инвентаризации. Установить:

–  соответствие даты проведения инвентаризации срокам, установленным учетной политикой предприятия;

–  состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии;

–  должности членов инвентаризационных комиссий;

–  входят ли в состав инвентаризационных комиссий представители администрации организации; представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

б) установить:

–  сколько раз в проверяемом периоде проводилась инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками;

–  с какой периодичностью фактически составляются акты сверки расчетов с покупателями и заказчиками;

–  какую долю дебиторской и кредиторской задолженности охватывают имеющиеся акты сверки расчетов на дату проведения инвентаризации;

в) рассмотреть порядок подписания предприятием актов сверки расчетов:

–  все ли имеющиеся на дату проведения инвентаризации акты сверки расчетов подписаны как проверяемой организацией, так и контрагентом;

–  какими должностными лицами подписываются акты сверки расчетов;

–  указываются ли в актах сверки основания, по которым возникла задолженность (реквизиты счетов-фактур, накладных, счетов и т.д.)

г) проверить правильность применения и порядок заполнения форм по учету результатов инвентаризации. Следует обратить внимание на следующие моменты:

–  применение унифицированных форм первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации, в частности имеется ли основание для составления акта инвентаризации расчетов (заполняется ли справка к акту инвентаризации расчетов – приложение к форме ИНВ-17);

–  ведение журнала учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма ИНВ-23);

–  подписываются ли акты инвентаризации всеми членами инвентаризационной комиссии.

д) удостовериться, что проведенная организацией инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками действительно подтверждает обоснованность сумм задолженности, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

Аудитору следует рассмотреть документы о результатах инвентаризации на предмет  наличия признаков, свидетельствующих о необоснованности числящейся на счетах учета расчетов дебиторской и кредиторской задолженности (например, неоговоренные исправления сумм задолженности, дат ее образования, подчистка записей, добавление и дописка цифр и др.). В случае если такие признаки имеются, то аудитору необходимо запросить документы, подтверждающие факт возникновения задолженности (договор, расчетные документы).

Также аудитор может получить подтверждение числящейся задолженности от третьих лиц (покупателей) с помощью запроса:

–  данных о размере задолженности, числящейся у контрагента;

–  данных счетов-фактур, счетов и других первичных документов.

Для проведения в ходе аудиторской проверки сверки задолженности с покупателем рекомендуется использовать бланк акта сверки расчетов (Приложение №МИ-17/4).

е) сопоставить данные актов инвентаризации и данные регистров аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками в отношении величины задолженности на дату проведения инвентаризации.

Если в проверяемом периоде инвентаризация не проводилась, следует рассмотреть результаты последней проведенной инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками.

4.5. Аудит заключенных договоров с покупателями и заказчиками