Аудит внутрихозяйственных расчетов, страница 2

–  соответствие данных строк 233 «Задолженность  дочерних и зависимых обществ», 246 «Прочие дебиторы», 623 «Задолженность  перед  дочерними  и зависимыми обществами», 628 «Прочие кредиторы» данным соответствующих счетов и субсчетов Главной книги;

–  соответствие данных Главной книги по счетам учета внутрихозяйственных расчетов данным журналов ордеров, ведомостей и других регистров аналитического учета;

–  соответствие данных аналитического учета данным первичных документов.

В случае выявления расхождений выявить, с чем они связаны, результаты зафиксировать в рабочих документах аудитора.

При проверке головной организации необходимо установить, не включено ли в сводный (консолидированный) баланс сальдо по счетам учета внутрихозяйственных расчетов.

4.2. Анализ системы учета внутрихозяйственных расчетов

а) порядок ведения внутрихозяйственных расчетов:

Аудитору необходимо выяснить, какая схема внутрихозяйственных расчетов применяется в организации:

–  все расчетные операции с обособленными подразделениями организации ведутся только через головную организацию;

–  обособленные подразделения могут производить расчеты между собой самостоятельно (без участия головной организации);

–  применяются ли организацией в соответствии с Планом счетов и инструкцией по его применению различные субсчета счета «Внутрихозяйственные расчеты».

б) порядок ведения аналитического учета:

–  ведется ли в организации журнал-ордер №9;

–  формируются ли записи в журнале-ордере №9 по кредиту счета «Внутрихозяйственные расчеты» в разрезе структурных подразделений организации;

–  заверяется ли журнал-ордер №9 подписями лиц, ответственных за его составление, подписан ли журнал-ордер главным бухгалтером или уполномоченным на то лицом.

Если в проверяемой организации не ведется журнал-ордер №9, то аудитору необходимо оценить способ накопления и систематизации информации о проводимых внутрихозяйственных расчетах, оценив применяемые организацией регистры аналитического учета.

в) сверка внутрихозяйственных расчетов:

Аудитору необходимо установить порядок проведения сверки внутрихозяйственных расчетов между структурными подразделениями организации:

–  периодичность проведения сверки внутрихозяйственных расчетов;

–  дата проведения последней сверки внутрихозяйственных расчетов;

–  охватывает ли сверка расчетов все структурные подразделения организации;

–  соответствуют ли данные проведенной сверки внутрихозяйственных расчетов данным бухгалтерского учета проверяемого структурного подразделения организации. В случае выявления расхождений аудитору необходимо выяснить причины их образования и в письменном виде получить объяснительные от лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета внутрихозяйственных расчетов.

Также для подтверждения учетных данных о состоянии внутрихозяйственных расчетов структурного подразделения проверяемой организации аудитор может получить данные от других подразделений. Для проведения сверки внутрихозяйственных расчетов аудитору рекомендуется использовать Акт сверки внутрихозяйственных расчетов (Приложение №МИ-18/2).

4.3. Аудит внутрихозяйственных расчетов по выделенному имуществу и по текущим операциям

Основной задачей для аудитора является проверка полноты отражения внутрихозяйственных расчетов. При этом аудитор должен подтвердить полноту отражения операций по дебету счетов учета ТМЦ, а также операций по передаче затрат, сумм дебиторской и кредиторской задолженности, расходов, задолженности по налогам и взносам и т.д.

При проверке внутрихозяйственных расчетов по выделенному имуществу и по текущим операциям аудитору следует установить:

а) правильность оформления документов:

–  применение установленных форм первичных документов;