Система про­грамм­но­го обес­пе­че­ния ПК, страница 14

Языки программирования. Из всех сис­тем про­грам­ми­ро­ва­ния, су­ще­ст­вую­щих на се­го­дняш­ний день и дос­туп­ных для ПК, рас­смот­рим толь­ко про­це­дур­ное про­грам­ми­ро­ва­ние. Про­грам­ма на про­це­дур­ном язы­ке пред­став­ля­ет со­бой по­сле­до­ва­тель­ность опе­ра­то­ров, пред­пи­сы­ваю­щих те или иные дей­ст­вия. Ос­нов­ной кон­ст­рук­ци­ей яв­ля­ет­ся опе­ра­тор при­сваи­ва­ния, слу­жа­щий для из­ме­не­ния со­дер­жи­мо­го об­лас­тей па­мя­ти.

Од­ним из важ­ней­ших при­зна­ков язы­ков груп­пы про­це­дур­но­го про­грам­ми­ро­ва­ния яв­ля­ет­ся его уро­вень. Чем бо­лее язык ори­ен­ти­ро­ван не­про­грам­ми­ста, тем бо­лее вы­со­кий его уро­вень.

Двоичный язык яв­ля­ет­ся ма­шин­ным язы­ком. В на­стоя­щее вре­мя, как пра­ви­ло, про­грам­ми­сты им не поль­зу­ют­ся.

 Ше­ст­на­дца­ти­ричный язык обес­печива­ет не­ко­то­рое уп­ро­ще­ние за­пи­си про­грам­мы на ма­шин­ном язы­ке. Он ис­поль­зу­ет­ся в качес­т­ве до­пол­не­ния к язы­кам вы­со­ко­го уров­ня (на­при­мер, Pascal) для про­грам­ми­ро­ва­ния кри­тичных ко вре­ме­ни вы­пол­не­ния фраг­мен­тов про­грамм.

Язык Ас­семб­ле­ра  по­зво­ля­ет пи­сать про­грам­мы в удо­бочитае­мой сим­воль­ной фор­ме. Он по­зво­ля­ет про­грам­ми­сту поль­зо­вать­ся мне­мо­ничес­ки­ми кода­ми опе­ра­ций, при­сваи­вать име­на ре­ги­ст­рам и ячей­кам па­мя­ти.

Язык про­грам­ми­ро­ва­ния С.  Пер­во­началь­но раз­ра­бо­тан в 70-е го­ды для ОС UNIX. Впо­след­ст­вии при­об­рел боль­шую по­пу­ляр­ность сре­ди раз­ра­ботчиков сис­тем­но­го про­грамм­но­го обес­печения. В нем сочета­ют­ся дос­то­ин­ст­ва со­вре­мен­ных вы­со­ко­уров­не­вых язы­ков по час­ти управ­ляю­щих струк­тур и язы­ков низ­ко­го уров­не по воз­мож­но­стям дос­ту­па к ап­па­рат­ным сред­ст­вам.

Basic. Basic пред­став­ля­ет со­бой дос­та­точно про­стой язык про­грам­ми­ро­ва­ния, раз­ра­бо­тан­ный в 1964 го­ду для ис­поль­зо­ва­ния но­вичка­ми. Пер­во­началь­но он ис­поль­зо­вал­ся в ре­жи­ме диа­ло­го­вой ин­тер­пре­та­ции, од­на­ко в на­стоя­щее вре­мя ис­поль­зу­ют­ся и ком­пи­ли­рую­щие вер­сии Bas­icа.

Язык Фор­тран. Был раз­ра­бо­тан в 1956 г со­труд­ни­ком фир­мы IBM Дж. Бэ­ку­сом, в на­стоя­щее вре­мя наи­бо­лее из­вест­ны вер­сии Фор­тран-77 и Фор­тран-88. Язык Фортран наиболее эффективен в области численных расчетов.

Язык Pascal. Раз­ра­бо­тан в 1970 г швей­цар­ским спе­циа­ли­стом в об­лас­ти вычис­ли­тель­ной тех­ни­ки  про­фес­со­ром Н. Вир­том и пер­во­началь­но пред­на­значал­ся для обучения про­грам­ми­ро­ва­нию. Язык ока­зал­ся на­столь­ко удачным, что стал од­ним из ос­нов­ных ин­ст­ру­мен­тов для раз­ра­ботчиков при­клад­но­го ПО.

Язык Pascal ха­рак­те­ри­зу­ет­ся  дос­та­точно вы­со­ким уров­нем, бо­га­ты­ми вы­ра­зи­тель­ны­ми воз­мож­но­стя­ми, про­сто­той и стро­го­стью.

Язык Ada. Раз­ра­бо­тан в 1979 г. ве­ду­щи­ми спе­циа­ли­ста­ми в об­лас­ти про­грам­ми­ро­ва­ния по за­ка­зу Ми­ни­стер­ст­ва Обо­ро­ны США и на­зван в честь Ав­гу­сты Ады Лайв­лейс дочери Бай­ро­на, ко­то­рая бы­ла ас­си­стен­том  у Ч. Бэб­бид­жа и по пра­ву счита­ет­ся пер­вым в ми­ре про­грам­ми­стом. На язы­ке Ada пи­шут­ся боль­шие про­грам­мы  сис­тем ре­аль­но­го вре­ме­ни. Язык Ada яв­ля­ет­ся вы­со­ко уни­вер­саль­ным со­вре­мен­ным язы­ком.

Современные системы программирования

Визуальные среды программирования.

В последние годы в программирования появились так называемые визуальные среды программирования и системы быстрой разработки (Rapid Application Development, RAD)/. С помощью таких сред программист может быстро спроектировать и разработать программное приложение, затратив минимум усилий и времени. Разработка программного  обеспечения в визуальных средах осуществляется в 3 этапа:  визуальное создание и редактирование макета, генерация исходного кода создаваемой программы и компиляция полученного исходного текста в работающее приложение.